Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

01.09.2009

Естественный страховой отбор

PDF-версия

 

НАСКОЛЬКО СКОРО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА?

На состоявшемся в начале июня II украинском страховом форуме были озвучены не самые оптимистичные результаты работы страхового рынка Украины в І квартале. Фактическая остановка банковского кредитования существенно сократила сборы по имущественному страхованию, особенно залоговых автомобилей. Качество активов и платежеспособность страховых компаний ухудшились, а концентрация участников рынка, напротив, выросла. Заявлений о страховых случаях становится всё больше, однако возмещения выплачиваются со всё более значительными задержками. Региональная сеть страховщиков сократилась, комиссионные брокерам и агентам оставляют желать лучшего. И это лишь некоторые проблемы, с которыми предстоит столкнуться отечественному страхованию.

 

 

ОПАСНОЕ СЖАТИЕ

С началом 2009 года кризисные явления на рынке страховых услуг стали более очевидными, чем это было во втором полугодии 2008 года. Первой основной тенденцией является одновременное снижение двух базисных параметров рынка: привлечённых премий и выплат страховых возмещений, чего в предыдущие годы практически не наблюдалось.

Так, по данным Госфинуслуг, в первом квартале объём собранных страховых платежей снизился по сравнению с январём-мартом 2008 года на 12,7%, до 4,7 млрд. грн., а без учёта исходящего перестрахования – на 15,3%, до 3,1 млрд. грн. Ощутимее всего снизились сборы по страхованию грузов (-45%), финансовых рисков (-47%), автоКАСКО (-28,7%), обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСАГО) по внутренним договорам (-6,2%). Среди немногих видов, продемонстрировавших рост, – медицинское страхование (5,8%), а также (ввиду объективных причин), – страхование ответственности кредитозаёмщиков (в 3,2 раза).

С одной стороны, номинальное падение объема страховых премий не столь значительное, как прогнозировалось многими экспертами. Однако, если учесть рост страховых тарифов по автострахованию, которые за последний год, по оценкам специалистов, выросли на 30%, а также инфляцию, которая, по данным Госкомстата, в 2008 году составила 22,3%, то, по экспертной оценке рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», рынок страховых услуг по итогам января-марта 2009 года составил не более 3,6-3,7 млн. грн. Таким образом, общее падение в сравнении с І кварталом 2008 года составляет более 30%, что соответствует большинству ранее высказанных прогнозов.

В автостраховании (автоКАСКО и ОСАГО), выступавшем сравнительно недавно локомотивом отрасли, реальная глубина падения оценивается рейтинговым агентством не менее чем в 40-45%. При этом не помогло даже существенное увеличение страховых тарифов по автоКАСКО, призванное минимизировать убыточность данного вида, обусловленную ростом стоимости услуг СТО и курса доллара и евро к гривне (многие договора страхования автотранспорта в 2007-2008 гг. заключались в иностранной валюте).

Сокращение коснулось не только страховых премий, но и выплат страховых возмещений: страховщики выплатили клиентам 1,51 млрд. грн. в январе-марте текущего года против 1,54 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года. Это происходило на фоне роста убыточности (доли выплат в премиях) по ряду ключевых видов, прежде всего, по автоКАСКО (с 56,8% до 80,9%), а также по страхованию финансовых рисков (с 52,6% до 72%).

Следует отметить, что для украинского страхового рынка в предыдущие годы был характерен всплеск объёмов страховых выплат в январе-марте в сравнении с октябрём-декабрём, в то время, как объёмы страховых премий, напротив, падали. Но в І квартале 2009 года, в сравнении с IV кварталом 2008 года, произошло снижение как премий, так и выплат. По оценкам рейтингового агентства, в дальнейшем ситуация лишь усугубится.

Таблица 1. Динамика прироста (снижения) отдельных ключевых параметров страхования в начале календарного года

Показатель І квартал 2007 г. к IV кварталу 2006г. І квартал 2008 г. к IV кварталу 2007г. І квартал 2009 г. к IV кварталу 2008г.
Платежи Выплаты Платежи Выплаты Платежи Выплаты
Суммарные валовые -14,03% -25,82% -5,58% 13,23% -29,45% -23,48%
Суммарные чистые -5,00% -27,48% -2,25% 13,26% -23,98% -23,51%
Исходящее перестрахование -23,99% н/д -1,59% -52,49% -34,52% -27,26%
По страхованию автоКАСКО н/д н/д -8,24% 6,49% -41,73% -23,21%
По страхованию ОСАГО 13,38% -2,68% 52,97% 23,49% -16,07% -6,53%
По страхованию финансовых рисков -9,57% -44,98% -15,31% 122,23% -48,21% -27,08%


Источники: Госфинуслуг, экспертные расчёты рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»

 

С одной стороны, объём премий падает вследствие сокращения расходов на страхование со стороны клиентов, когда осуществляются лишь добровольно-принудительные и обязательные платежи (со стороны заёмщиков, продлевающих договор страхования залога, взносы по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев, по обязательным видам личного страхования и т.д.). С другой стороны, постоянно увеличивается разрыв между суммами, заявленными клиентами к возмещению, и объёмом средств, реально выплаченных страховыми компаниями. На увеличение разрыва влияют следующие факторы:

  • изначальная недостаточная сбалансированность страхового портфеля (например, присутствовала значительная концентрация по автострахованию, которая у некоторых компаний доходила до 90%);
  • недостаточность платежей по небольшому числу новых договоров, чтобы обеспечить возможность выплат по старым договорам;
  • недоступность значительной части необходимых для выплат денежных средств, поскольку они размещены на счетах страховой компании в проблемных банках.

Возможна комбинация всех трех факторов.

Некоторые компании последний год занимались высокорисковыми видами страхования по заниженным тарифам ради получения дополнительной доли рынка, зачастую в тесной цепочке с банками, действуя подобно финансовым пирамидам и справляясь с нарастающим валом заявок на страховое возмещение путём привлечения новых страховых сборов. Между тем, в условиях кризиса продажи полисов через финансовые учреждения снизились в несколько раз, а компенсировать спад при помощи иных каналов также не всегда получается. При этом, вследствие девальвации гривны и введения надбавки к пошлине на импортные автозапчасти, средний размер выплаты по автострахованию увеличился почти вдвое.

 

ПОЛОМКА ЛОКОМОТИВА

Ситуацию в автостраховании (а половина всех выплат связана именно с ним) наглядно демонстрирует таблица. Почти 80% всех выплат по этому виду получают граждане. Причём уже в октябре-декабре 2008 года сумма возмещений, выплаченных по договорам добровольного страхования автотранспорта физических лиц, составляла почти 80% от суммы премий, поступивших от автовладельцев по данному виду. Можно предполагать, что в І квартале 2009 года показатель мог превысить 100%, особенно если учитывать реально заявленные, но не выплаченные к возмещению суммы, поскольку в последнее время страховщики систематически и массово затягивают урегулирование убытков.

Таблица 2. Развитие автострахования физических лиц в Украине

Все страхователи

I кв. 2008

II кв. 2008

III кв. 2008

IV кв. 2008

I кв. 2009

Плат.

Выпл.

Плат.

Выпл.

Плат.

Выпл.

Плат.

Выпл.

Плат.

Выпл.

Суммарные, млн. грн.

5360

1 543,10

5919,5

1 832,60

6099,8

1 705,20

6629,3

1969,8

4677,2

1507,2

ОСАГО, млн. грн.

411,5

108,3

295

118,7

288,1

140,3

475,5

154,7

399,1

144,6

автоКАСКО, млн. грн.

1181,9

671,2

1499,4

681,1

1669,1

889,3

1446,3

887,7

842,7

681,7

 

Страхователи – физические лица

Суммарные, млн. грн.

1674,4

718

1929,6

748,4

2122,7

794,8

1903,7

945,2

1336

749

ОСАГО, млн. грн.

282,1

83,4

172,7

94,1

188,3

110,7

376

119,8

293,8

109,5

автоКАСКО, млн. грн.

846,4

540,9

1091,1

560,6

1165

611,5

883,1

699,3

579,8

547,2

Валовой уровень выплат (УВ)

28,79%

30,96%

27,96%

29,71%

32,22%

УВ валовой по ОСАГО

26,32%

40,24%

48,70%

32,53%

36,23%

УВ валовой по автоКАСКО

56,79%

45,42%

53,28%

61,38%

80,89%

УВ физическим лицам

42,88%

38,79%

37,44%

49,65%

56,06%

Доля выплат физическим
лицам во всех выплатах

46,53%

40,84%

46,61%

47,98%

49,69%


Источники: Госфинуслуг, экспертные расчёты рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»

Так, лишь за І квартал, по данным Госфинуслуг, 30 страховых компаний не выполнили свои обязательства перед клиентами на сумму 192,5 млн. грн. по 9,4 тыс. страховых договоров, из которых почти 7,6 тыс. (80%) заключено с физическими лицами. И это лишь верхушка айсберга, поскольку многие факты нарушения обязательств со стороны страховых компаний остаются незамеченными, либо информация о них не обнародуется. Комиссия недавно проинформировала о рассмотрении только за январь-май текущего года более 1,8тысяч жалоб от страхователей, при том, что за 2007-2008 гг. таких жалоб было немногим более 2 тысяч, и в основном они касаются затягивания рассмотрения дел о страховом возмещении, отказов в выплатах либо занижения сумм таких выплат.

Таким образом, страховой рынок не только продемонстрировал сжатие своих ключевых параметров. Произошла серьёзная поломка локомотива украинского страхового рынка, в роли которого в последние три года выступали автоКАСКО и ОСАГО, поскольку большинство компаний не смогли или не захотели вовремя ограничить долю данных видов в своих портфелях и не сумели переключить клиентов, изначально привлеченных автострахованием, на другие, менее высокорисковые виды (этим страховщики могли бы снизить свои будущие риски).

 

СОКРАЩЕНИЕ АКТИВОВ И УХУДШЕНИЕ ИХ КАЧЕСТВА: КТО ВИНОВАТ?

Второй довольно опасной тенденцией развития рынка в текущем году стало сокращение общих активов и капиталов страховых компаний с одновременным ухудшением качества тех активов, которыми по законодательству могут быть представлены страховые резервы. Это крайне негативно влияет на платежеспособность, ограничивая возможности страховщиков своевременно и в полном объёме выполнять свои обязательства.

Показательно, что в январе-марте текущего года произошло сокращение не только объёмов средств на текущих счетах (-27,4%) и на депозитах в банках (-10,7%), но и валюты балансов участников страхового рынка (-5,5%), впервые за последние 4 года.

Также, на 4,7% снизился объём активов, которые могут быть использованы страховыми компаниями для покрытия своих резервов. В то же время, более 40% таких активов (9,1 млрд. грн.) составляют акции, из которых более 90% не включены в первый или второй уровень листинга на биржевых площадках, то есть с высокой долей вероятности являются низколиквидными. С начала 2008 года страховщики увеличили вложения в такие акции почти на 30%, а за первые три месяца текущего года – на 11,5%.

Характерно, что по состоянию на середину июня 2009 года регулятором в лице Госфинуслуг не предоставлены данные о том, какие объёмы разрешённых активов (по категориям таких активов) страховые компании инвестировали в свои резервы по итогам 2008 года и в І квартале текущего года. Имеется лишь информация об объёмах активов, которые могут быть инвестированы. Между тем, с декабря 2007 года, согласно решению Киевского апелляционного хозяйственного суда, с участников страхового рынка снята обязанность диверсифицировать активы, разрешённые к инвестированию в резервы. На сегодняшний день, к примеру, резервы могут теоретически быть полностью покрыты любыми акциями, либо недвижимым имуществом. Многие из ведущих страховщиков заявили о том, что они и далее будут придерживаться принципа диверсификации, однако значительное число прочих участников рынка этого правила не соблюдают. По состоянию на 1 октября прошлого года 14% страховых резервов (на 1,39 млрд. грн.) было представлено акциями, 47% (4,69 млрд. грн.) – банковскими депозитами, 13% (1,3 млрд. грн.) – средствами на текущих счетах. По оценкам рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», ликвидными активами на сегодня представлено менее половины сформированных страховых резервов.

На платежеспособность страховых компаний существенно влияет также и то, насколько оперативно они могут распоряжаться ликвидностью, которая инвестирована в резервы (средства на текущих счетах, средства на депозитах и в банковских металлах). Представители страховых компаний, саморегулируемых организаций страхового рынка и общественности в последние месяцы сетовали именно на невозможность для страховщиков получить доступ к своим ликвидным средствам из-за банковского кризиса. Именно в этом многие видели и видят корень проблем в страховой сфере, хотя это не совсем так.

Как уже отмечалось выше, в первом квартале текущего года произошло сокращение ликвидных активов страховых компаний (средств на текущих счетах, на депозитах и в банковских металлах) на 14,8% или на 1,34 млрд. грн., до 7,7 млрд. грн. Объём средств в банках с временной администрацией НБУ с начала года изменился мало (1,2 млрд. грн. на 1 января, по данным Госфинуслуг), то есть фактически заморожено около 16% всех высоколиквидных средств участников страхового рынка, остальные средства являются формально доступными после указания НБУ не чинить препятствий к досрочному возврату депозитных вкладов. Однако, службы страховых компаний, отвечающие за управление активами, должны были бы в любых условиях (в том числе и в кризисных) обеспечивать диверсификацию размещения ликвидности по срокам и по финансовым учреждениям, осуществлять элементарное финансовое планирование, привлекать кредиты под залог депозитов, а в случае негативных прогнозов относительно банковского сектора – концентрировать средства на текущих счетах. Этого в большинстве случаев не происходило. Поэтому значительная часть вины за невыполнение страховыми компаниями своих обязательств из-за невозможности получить доступ к своим ресурсам лежит на самих участниках страхового рынка. Кроме этого, по мнению рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», компании, адекватно формирующие собственные резервы, способны выполнить значительную часть своих обязательств даже в случае полной остановки бизнеса. Попытки некоторых компаний переложить собственные проблемы на плечи партнёров, клиентов и государства – зачастую не подкреплены убедительной аргументацией и, к сожалению, лишь усугубляют недоверие к страхованию.

Страховой рынок в начале 2009 года также охарактеризовался ростом концентрации деятельности участников, хотя, с другой стороны, количество этих участников продолжает увеличиваться.

Так, за первые три месяца 2009 года в реестре страховщиков стало на 8 записей больше, с 469 до 477. 20 страховщиков привлекли в І квартале более 56% всех премий на рынке, а на 50 компаний приходилось почти 80% всего страхового рынка, около 2/3 страховщиков (не менее 300 компаний) практически не вели основной деятельности. По прогнозам регулятора, количество участников рынка к концу года сократится примерно вдвое: в мае-июне ряд компаний уже лишились лицензий. Госфинуслуг утверждает, что это лишь начало массовой чистки страхового рынка.

Наконец, ещё одной тенденцией в развитии страхования стало существенное сокращение региональных сетей страховщиков (по оценкам экспертов, до 50%), с одновременным уменьшением комиссионных страховым агентам и брокерам, а также непосредственно штатному персоналу. Кроме этого, экспертами Украинской федерации страхования сделан неутешительный вывод о сокращении доли классического страхования в общем объёме платежей на страховом рынке по итогам января-марта текущего года с 61% до 53%. Традиционно схемы в страховании используются в страховании корпоративного сегмента, а кризисные явления в экономике побуждают предприятия искать либо новые способы оптимизации своих расходов, либо возвращаться к старым.

 

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СМОЖЕТ ЛИ СТРАХОВОЙ РЫНОК САМ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕЗАГРУЗКУ?

По прогнозам рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», в 2009 году большинство страховых компаний будут вынуждены кардинально пересматривать структуру своих портфелей, причём от этого напрямую будет зависеть их будущая способность к выживанию и платежеспособность. Доля автострахования (ОСАГО и автоКАСКО) в портфеле «классических» страховщиков не будет превышать 30%. Ввиду роста убыточности страхования транспортных средств, прогнозируется дальнейшее повышение тарифов по данному виду, и это можно считать позитивной тенденцией, если высокий тариф будет обеспечивать возможность страховой компании в срок и в полном объёме рассчитаться со своим клиентом в случае фиксации страхового события. Следует отметить, что рост страховых тарифов неизбежен не только в автотранспортном страховании, но и в других видах, поскольку в текущем году сложно прогнозировать получение страховщиками ощутимых инвестиционных доходов от размещения активов. В случае несогласия клиента страховаться по повышенным расценкам ему могут предложить уменьшить сумму покрытия, либо сократить перечень рисков.

Основания для увеличения тарифов в автостраховании появились после того, как страховщики-члены Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (объединение страховщиков ОСАГО) подключились к базе дорожных происшествий ГАИ и теперь перед заключением договора могут устанавливать, проходил ли автовладелец ранее по базе как виновник ДТП; если проходил, то страховая компания имеет основания для увеличения тарифа по ОСАГО максимум в 2,45 раза, аналогично может быть поднят тариф и по автоКАСКО.

По оценкам рейтингового агентства, потенциал автострахования далеко не исчерпан, однако локомотивом рынка оно в ближайший год выступать не будет, прироста клиентской базы не ожидается, а спектр предоставляемых дополнительных услуг будет минимальным, с акцентом на прямые продажи в офисах компаний, либо через страховых агентов. Со временем крупные и/или наиболее платежеспособные компании увеличат своё присутствие в данном сегменте, главным образом за счёт скупки страховых портфелей менее удачливых участников рынка, которые не смогут справиться с валом обязательств, а также выполнять более жёсткие регулятивные требования. По прогнозам Госфинуслуг, уже к концу текущего года количество компаний, страхующих по автоКАСКО и ОСАГО, сократится втрое и не превысит 50.

Пальму первенства в развитии классического рынка может перехватить имущественное страхование физических лиц, отличающееся гораздо меньшей убыточностью (около 20% против 70-80% по автострахованию), а также «степенью добровольности», поскольку многие граждане на фоне опасений за судьбу своего имущества в неспокойные кризисные времена, а также из-за участившихся природных катаклизмов, особенно на западе Украины, – готовы быть клиентами страховщиков. Ряд компаний в текущем году даже снизили на 5-10% тарифы по данному виду, подняв при этом расценки на прочие виды услуг. Кроме того, некоторые участники рынка намерены в региональном развитии сделать упор на западный регион, где население объективно более осознанно готово страховать своё имущество. Приобретая полис имущественного страхования, клиент сможет рассчитывать на пониженные тарифы по иным видам (к примеру, на страхование от несчастного случая).

Кризис затронул и специфику взаимоотношений страховщиков и банков. С одной стороны, аккредитовывается более узкий круг родственных или давно проверенных компаний. Причём банкиры требуют повышенные комиссионные (по некоторым оценкам, до 25% по автострахованию и до 30% – по прочим имущественным видам) и больший размер гарантийного депозита, предъявляют более жёсткие требования к платежеспособности, а страховщики, соответственно, поднимают стоимость своих услуг, повышая тарифы, что ложится дополнительным грузом на кредитозаёмщика и зачастую ухудшает платежную дисциплину погашения кредита. Дополнительные расходы и неудобства будут испытывать заёмщики банков, застрахованные в компаниях, отказавшихся продлевать депозитные договора в таких банках: финансисты часто навязывают заключение нового договора страхования залога с новой компанией, не дожидаясь окончания действия старого договора.

С другой стороны, ряд банков, остро нуждающихся в ликвидных средствах, зачастую проводит аккредитацию любых компаний, соглашающихся разместить средства на депозитах и предлагающих приемлемые комиссионные. По оценкам самих участников рынка, подобный «входной билет» стоит в крупных банках в пределах 5-15 млн. грн., в небольших – от 0,5 до 5 млн. грн.

В текущем году значительно обострились судебные тяжбы между страховщиками и банками, отказывающихся возвращать средства с депозитных счетов: с начала января подано около 2 тысяч исков, в основном против учреждений с временной администрацией НБУ. Истцы не надеются получить средства даже в случае положительного решения суда (а такие решения уже есть), однако рассчитывают быть среди приоритетных кредиторов в случае банкротства банка (напомним, что по данным Госфинуслуг в проблемных банках находится около 1,2 млрд. грн. «страховых депозитов»). Кроме того, преследуется цель массовыми судебными решениями побудить НБУ либо выделить банкам целевое рефинансирование, либо, по крайней мере, разрешить погашение части кредита заёмщика банка за счёт депозита страховщика (если имел место страховой случай). Некоторые банки, как, например, «Надра», уже работают с рядом страховых компаний по подобной схеме.

Очевидно, что описанные перипетии крайне негативно повлияют не столько на сами финансовые учреждения (как банков, так и страховых компаний), сколько на финансовое и моральное состояние кредитозаёмщиков, а также их склонность к страхованию в будущем. В настоящее время премии при помощи банковского канала де-факто привлекаются в обязательном порядке (клиент не может отказаться от страховки по условиям кредитного договора), однако вероятность их сокращения на 30-50% в текущем году весьма высока. Позитивом в более отдаленной перспективе может стать развитие реального добровольного банковского страхования (bankassurance), когда банк получает доходы путём реализации полисов по различным видам страхования, либо страхует собственные риски, не обязательно кредитные. Такое возможно в случае сохранения тенденций ограничения кредитования и отсутствия у банков возможностей получения «быстрых денег».

В текущем году страховые компании будут вынуждены и далее снижать свои расходы: сокращать подразделения, не генерирующие денежный поток; урезать административные расходы (на персонал, аренду офиса, автопарка), а также операционные расходы (пересматривать условия работы в убыточных сегментах, усилить контроль над урегулированием убытков). Многие небольшие компании, лишенные поддержки со стороны «денежных» акционеров, по сути «перешли на службу» страховыми агентами крупных сетевых страховщиков («Оранта», «Дженерали Гарант», «Провидна»). Кроме этого, ряд компаний скрыто или явно уже выставлены, либо готовятся быть выставленными на продажу («Украина» и т.д.). Потенциальные претенденты на приобретение дополнительных активов имеются, однако ведут себя куда более осторожно, чем в предыдущие годы. Среди них – Vienna Insurance Group (Автрия), QBE Insurance (Австралия), AXA Group (Франция) и ряд других. Крупные украинские страховщики же в последнее время стремятся не столько поглотить более слабого конкурента, а, скорее, переманить его клиентов, и эта тенденция в ближайший год сохранится.

Итак, возможна ли самостоятельная перезагрузка для страхового рынка? В лучшем случае, процесс будет довольно долгим и болезненным. Прогнозы экспертов, что 2009 год закончится банкротством, закрытием либо поглощением 30-50% сегодняшних игроков страхового рынка имеют высокие шансы на подтверждение. Дополнительный негатив привнесёт почти неизбежное мошенничество ряда собственников терпящих бедствие страховых компаний, которые сегодня практически безнаказанно выводят ликвидные активы, создавая новые компании, при этом «забывая» о прежних обязательствах. С учётом этого перед государством в лице Госфинуслуг в текущем году поставлены масштабные и непростые задачи, от выполнения которых напрямую зависит скорость выхода страхового сектора из кризиса.

 

ГОСФИНУСЛУГ ПОМОЖЕТ!?

Рынку необходимы более справедливые и одновременно более жёсткие нормы регулирования, когда тот, кто играет по правилам, получает поддержку, а недобросовестные участники сталкиваются с ещё большими трудностями.

С этой целью Госфинуслуг и рядом народным депутатов были инициированы изменения в законодательство о страховой деятельности, которые 15 июня были поддержаны профильным парламентским комитетом. В частности, предлагается предоставить регулятору право официально ходатайствовать перед НБУ для рефинансирования банков под возврат ими депозитов и прочих средств страховых компаний (в случае необходимости выплаты возмещения в пользу клиента); прописываются принципы создания Фонда гарантирования страховых выплат, по аналогии с Фондом гарантирования вкладов физических лиц; устанавливается порядок передачи страхового портфеля от одного страховщика к другому, в случае ухудшения платежеспособности и невозможности выполнения обязательств перед клиентами. Кроме этого, предлагается усилить полномочия самой Комиссии в сфере установки правил формирования резервов, определения платежеспособности компании, регулирования операций с активами страховщика в случае ухудшения его финансового состояния, контроля над соблюдением правил страхования. Согласно новому законопроекту, 0,01% годового дохода компаний, поднадзорных Госфинуслуг, направляется на финансирование работы Комиссии, а уровень окладов её чиновников Кабинет Министров должен будет уравнять с окладами соответствующих категорий должностных лиц финансовых учреждений.

Крайне позитивным шагом в повышении прозрачности работы рынка может стать предлагаемая норма о ежеквартальной публикации регулятором не только сводного отчёта о результатах развития отрасли в целом, но и отчёта в разрезе страховщиков, содержащего их ключевые финансовые показатели, включая параметры развития каждого вида страхования; причём информация быть опубликована не позднее, чем через два месяца по окончании отчётного периода.

Перечень предлагаемых нормативных изменений этим не ограничивается, многие из них назрели и крайне необходимы. Впрочем, учитывая ситуацию в сфере государственных финансов, а также позицию Национального банка, сложно полагать, что страховщики получат финансовую поддержку государства в решении своих проблем; однако, регулятором вполне могут быть созданы лучшие условия для более честных и взвешенных участников рынка, что ускорит улучшение их финансового состояния. Комиссией, помимо прочего, должны инициироваться стимулы работы по приоритетным видами страхования (сельскохозяйственных рисков, рисков в строительной сфере, страхование экспортных контрактов), когда компаниям, предоставляющим услуги по ним, временно предоставляются налоговые каникулы, приоритетное право кредитования в государственных банках и т.д. Однако, на данный момент многие рациональные предложения не получают развития. Так, Комиссией было предложено позволить страховщикам размещать часть средств резервов непосредственно на счетах НБУ в целях поддержания минимально приемлемой ликвидности, однако поддержки предложение у банковского регулятора пока не нашло.

Перед Госфинуслуг стоит и другая задача: не только помогать добросовестным поднадзорным, но и обеспечивать должную защиту клиентам финансовых учреждений. Одной из удавшихся инициатив регулятора можно считать предписание страховщикам в течение года привести все правила страхования (а вместе с ними и договора) в соответствие с типовыми, разработка которых в Госфинуслуг уже ведётся. В последнее время, помимо проволочек с выплатами возмещений, компании отказывают своим клиентам в выплатах (особенно по автоКАСКО), используя различные нюансы в договорах страхования. В ближайшее время Комиссия планирует проводить комплексные проверки правил и договоров страхования, с тем, чтобы с тем, чтобы не дать возможность страховым компаниям применять различные уловки.

В 2009 году регулятор заявил о переходе к пруденционной системе надзора, то есть на основе оценок финансового состояния и качества управления компаниями. Как уже было отмечено, около половины сегодняшних участников рынка обречены на уход с него, учитывая сложившиеся тенденции. Вместе с этим, регулятору предстоит в оперативном режиме разработать правила такого ухода (детальный порядок и условия введения временной администрации, особенности процедуры банкротства страховщика), прежде всего с позиции защиты прав страхователей. За первое полугодие текущего года ни в одну страховую компанию не введена временная администрация Госфинуслуг, хотя по ряду компаний в ближайшем квартале может быть запущена процедура банкротства.

Тонкость в том, что на сегодня Комиссия имеет право вводить администратора лишь в случае неоднократных нарушений со стороны финансового учреждения, отследить которые возможно при помощи проверок, либо анализа ежеквартальной отчётности. Поэтому фактически введение администратора возможно спустя месяцы после возникновения проблем у страховщика, а за это время все более-менее рабочие активы из него уже, как правило, выведены. Поэтому промедление с новыми, более жёсткими правилами работы временных администраций может вскоре обернуться дальнейшим стремительным ростом задолженности ряда компаний перед своими клиентами. Масла в огонь подливают инициативы Госпредпринимательства по ограничению количества проверок субъектов бизнеса, к которым относятся и страховщики. Кроме этого, в ряде министерств не нашла поддержку инициатива Комиссии ввести временный мораторий на регистрацию новых страховых учреждений, при том, что постоянно расширяется практика переброски ликвидных активов из «плохих» компаний во вновь создаваемые «чистые».

Как бы то ни было, сложно прогнозировать, насколько долгим окажется процесс падения страхового рынка. С большой долей вероятности можно утверждать, что, существенных финансовых вливаний сектор не получит, однако при условии нормативно-правовой поддержки государства в лице регулятора, а также собственных акционеров, наиболее здоровые его участники, останутся на плаву, и в целом кризис отрасли приведёт к её оздоровлению. Скорость построения и восстановления доверия людей и бизнеса к страхованию во многом будет зависеть от действий регулятора по очистке рынка от недобросовестных компаний, а также от успеха создания иной, консолидированной системы надзора над финансовым рынком, предполагающей тесное взаимодействие между НБУ, ГКЦБФР и Госфинуслуг.

Таблица 3. Ключевые показатели страхового рынка Украины

Показатели

Период

2006

2007

І кв. 2008

2008

І кв. 2009

Количество зарегистрированных страховщиков

411

446

458

469

477

из них компаний по страхованию жизни

55

65

69

72

75

Включено в Государственный реестр за квартал

33

54

17

45

1

Исключено из государственного реестра за квартал

20

19

5

22

9

Количество компаний с иностранным капиталом

66

78

79

87

82

Удельный вес иностранного капитала в суммарном уставном капитале участников рынка, %

13,0

20,7

21,4

25,5

26,1

Активы по балансу, млн. грн.

23 994,6

32 213,0

32 691,2

41930,5

39636,4

Активы, предназначенные для представления страховых резервов, млн. грн.

17 488,2

19 330,3

19 490,8

23904,9

22774,9

Объём оплаченных уставных фондов, млн. грн.

8 391,2

10 633,6

11 065,1

13206,4

12967,5

Сформированные страховые резервы, млн. грн.

6 014,1

8 423,3

8 443,5

10904,1

9713,3

Валовые страховые премии, млн. грн., из них:

13 830,0

18 008,2

5 360,0

24008,6

4677,2

от страхователей-физических лиц

2 945,8

5 170,4

1 674,4

7630,2

1335,7

Уплачено перестраховщикам

5622,0

6424,0

1 424,3

9064,6

1840,4

в т.ч. перестраховщикам-нерезидентам

561,0

770,0

57,7

1037,8

311,4

Валовые страховые выплаты, млн. грн., из них:

2 599,6

4 213,0

1 543,1

7050,7

1507,2

страхователям-физическим лицам

1 012,8

1 788,5

718,1

3206,4

749,2

Выплачено перестрахователям

231,6

822,0

364,4

1546,3

332,3

в т.ч. перестрахователям-нерезидентам

13,5

504,1

294,1

1055,6

224,4

Уровень валовых выплат, %

18,8

23,4

28,8

29,4

32,2

Доля валовых страховых премий, принадлежащая первым трём страховщикам, %

11,8

11,7

11,1

11,5

16,8

Доля валовых страховых премий, принадлежащая первым 50 страховщикам, %

72,3

67,1

75,0

70,1

76,7

Чистые страховые премии (валовые премии за вычетом премий, переданных на внутреннем рынке перестрахования), млн. грн.

8 769,4

12 353,8

3 715,0

15981,8

3148,2

Чистые страховые выплаты (валовые выплаты за вычетом выплат осуществлённых на внутреннем рынке перестрахования), млн. грн.

2 326,2

3 884,0

1 469,8

6546,1

1396,5

Уровень чистых выплат, %

26,5

31,4

39,6

40,9

44,4

Источник: Госфинуслуг

К началу страницы

Алексей Капустинский
советник Генерального директора
источник: «КР Монитор», 8 (24) Август

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть