Главная »  Аналитика »  Аналитика »  Обзор рынка шоколада и шоколадных изделий

Обзор рынка шоколада и шоколадных изделий

10.11.2009

Обзор рынка подготовлен для журнала «Food.ua» начальником сектора рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Кучерявой Еленой

Ситуация на рынке шоколада и шоколадных изделий: общее ссостояние, тенденции и прогнозы

Шоколад представляет собой продукт переработки какао-бобов с сахаром и на сегодняшний день является самым популярным компонентом кондитерских изделий в мире. В Украине объем потребления шоколада составляет 7,5% рынка кондитерской продукции или 1,2-1,3кг шоколада в год на душу населения, что в 4-6 раз ниже, чем в странах Европы. На протяжении 2005-2008гг. объемы производства шоколада и других продуктов с содержанием какао возросли на 41,8%, до 346тыс.тонн, при этом наблюдалось ежегодное снижение темпов прироста рынка в связи с его постепенным насыщением. За 9месяцев 2009года, в связи с экономическим кризисом и уменьшением доходов потребителей, производство шоколада упало на 11,3%. Следует отметить, что падение рынка шоколада в текущем году – как и рост в предыдущие годы – произошло стремительнее, по сравнению с другими сегментами рынка кондитерских изделий.

Ассортимент шоколадной продукции в Украине представлен широко и постоянно обновляется. Основные группы товара: шоколадные плитки, конфеты (развесные и фасованные), шоколадные и шоколадно-вафельные батончики и торты, мучная продукция, обогащенная шоколадной глазурью, и прочее.

Лидерами отрасли являются пять производителей: ОАО«Крафт Якобз Сушард» (Тростянецкая шоколадная фабрика «Украина»; ТМ «Корона», «Milka», «Siesta», «Шоколадна фабрика «Україна»), Корпорация «Рошен» (Киевская, Винницкая, Кременчугская, Мариупольская фабрики; ТМ «Roshen»), ТПФ «Свиточ» (Львовская кондитерская фабрика «Світоч»; ТМ «Світоч», «Nestle»), ЗАО «Малби» (ТПГ «Rainford»; Днепропетровская шоколадная фабрика, ТМ «Millenium», «Любимов») и ЗАО ПО «КОНТИ» (Донецкая, Константиновская, Горловская кондитерские фабрики; ТМ«Dolci», «AMOUR-CARRE», «Супер-контик», «Бонжур»). Суммарно на этих производителей приходится более 93% выпуска шоколада (удельный вес шоколада в структуре производства кондитерских изделий из какао-бобов составляет около 13%). В десятку ведущих производителей шоколадных плиток также входят ОАО«Полтавакондитер» (ТМ «Доминик»), ЗАО «АВК» (ТМ «Persona», «DOMIOR», «Шедевр») и АОЗТ «Харьковская БФ» (ТМ «Бисквит-Шоколад»).

В Украине импорт шоколадной продукции вытеснен отечественными производителями (в 2008 году было импортировано всего 27,8тыс. тонн шоколада и шоколадных изделий), актуальным остается импорт сырья – какао-бобов и какао-порошка. Так, за 2008 год украинские кондитеры импортировали какао на сумму 359млн.дол.США, что на 33,7% превысило показатели 2007 года. За 8 месяцев текущего года объем импорта сократился на 25,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 157млн.дол.США, что объясняется снижением производства шоколада. Основными поставщиками какао-бобов на мировом рынке являются африканская Республика Кот Д’Ивуар (40% предложения), Гана (15%), Индонезия и Эквадор. С начала 2009 года цены на какао-бобы на мировых биржах сильно выросли из-за прогнозов о сокращении урожая культуры, что может непосредственно отразиться на ценовой ситуации на украинском рынке шоколадных изделий.

Экспортируется кондитерская, в том числе шоколадная продукция, в такие страны как Россия, Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Республика Молдова, Грузия, Монголия, Киргизстан, Туркменистан и др. На сегодняшний день продолжаются антидемпинговые расследования относительно поставок украинских сладостей в Казахстан и Белоруссию. Кроме того, в связи с насыщением внутреннего рынка, Россия планирует значительно уменьшить долю импортируемой продукции, особенно из Украины.

Рынок шоколада и шоколадных изделий зависит от импортного сырья (какао-бобов и какао-порошка), цены на которое растут в связи с дефицитом на мировом рынке какао, а также обесцениванием гривны. Соответственно, отечественные производители шоколада повысили цены реализации, что в условиях снижения покупательной способности населения негативно отразилось на емкости рынка − в последние годы украинский рынок шоколада был близок к насыщению. В итоге, в 2009 году ожидается падение объемов реализации шоколада на 10-15% от прошлогодних.

Елена Кучерявая, источник: FOOD UA