Главная » Аналитика » Аналитика » Обзор рынка яиц |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор рынка яиц31.03.2010 Рынок яиц в Украине не полностью насыщен – среднемесячное потребление яиц украинцами, как правило, не превышает 20 шт. Оптимальным считается потребление 24-25 яиц, а в европейских странах потребление достигает 27-29 яиц в месяц. Поскольку яйца являются одним из основных продуктов питания и характеризуются своей доступностью и умеренными ценами, в кризисный период их производство не сократилось (Табл.1), а напротив, показало ощутимый рост (на 6,0% в 2009 году, по сравнению с 2008годом), Учитывая, что в 2009 году растениеводство сократилось на 2,4%, а производство молока на 1,3% при стабильном производстве мяса, сохранение объемов производства сельского хозяйства в целом в 2009 году обеспечило именно производство яиц. Рост производства яиц происходил за счет увеличения поголовья птицы. Таблица 1. Основные показатели птицеводства в Украине
Источник: Государственный комитет статистики Украины Для рынка яиц свойственны резкие сезонные колебания в течение года. В отличие от других направлений сельскохозяйственного производства в сфере производства яиц наблюдается не сезонность предложения, а сезонность спроса. Наибольший спрос на яйца возникает весной, что влияет на динамику их производства (Рис. 1). В структуре объемов яиц, потребляемых населением, преобладают куриные яйца. Рисунок 1. Динамика производства яиц в Украине (помесячно), млрд. шт.
Источник: Государственный комитет статистики Украины В хозяйствах производится более 40% яиц. Последние годы увеличивалась доля сельхозпроизводителей в общем объеме производства яиц. При этом на рынке возникли тенденции формирования агропромышленных объединений, включающих комбикормовые предприятия, инкубаторы, предприятия по выращиванию молодняка, по производству яиц, а также торговые компании. Ввиду того, что концентрация производства яиц началась недавно, окончательно холдинги еще не сформировались и рынок пока еще находится в стадии структурных изменений. Наиболее узнаваемыми для населения является продукция отдельных производителей, наиболее крупными из которых являются птицефабрики «Киевская», «Малиновое», «Полтавская», «Березанская», «Агроцентр» и др. Работу производителей куриных яиц усложняет требование декларировать оптово-отпускные цены, если цены увеличиваются на протяжении месяца более чем на 1% (Постановление КМУ № 1222 от 17.10.2007 г.). Поскольку в течение года из-за фактора сезонности, цены на яйца могут существенно изменяться (Рис. 2.), необходимость их ежемесячно декларировать может приводить к ощутимым финансовым потерям. Рисунок 2. Динамика цен на яйца в Украине (реализация аграрными предприятиями), грн./ тыс. шт. Источник: Государственный комитет статистики Украины В целом рейтинговое агентство оценивает ситуацию на рынке как более стабильную по сравнению с другими отраслями агропромышленного комплекса, что обусловлено стабильностью потребления яиц населением. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||