Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

15.10.2010

Города Украины – особенности социально- экономического развития

Украина является страной с достаточно высоким уровнем урбанизации. В Украине насчитывается 459 городов, в которых живет 31,5 млн.чел. (по состоянию на 01.07.2010 г.) или 69% всего населения страны*.

* По количеству жителей украинские города можно условно поделить на такие группы: города с населением более миллиона человек, очень большие города, большие города, средние города и малые города. Большинство городов Украины являются малыми и средними городами, при этом в них проживает значительная часть городского населения.

По функциональному признаку все города с населением более миллиона человек, а также практически все очень большие города, являются многофункциональными, промышленными, научными и культурными центрами. Следует отметить, что в нашей стране, в силу исторических особенностей размещения продуктивных сил и экономического районирования, унаследованного со времен СССР, а также природно-географических условий, подавляющее большинство крупных городов расположено на Юго-Востоке Украины, в частности в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне (включает в себя Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую и Запорожскую области). Так, на указанный макрорайон приходится 34% городов областного значения. Здесь сконцентрировано больше трети интегрального природно-ресурсного потенциала Украины. Это, в частности, уголь, в том числе коксующий, железная и марганцевая руды, кухонная соль, ртуть, огнеупорная глина, флюсовая известь и т.д. В свою очередь, это привело к формированию в этом макрорайоне территориально-производственного комплекса классического типа. А именно, здесь создана иерархическая структура производства, четко определены звенья в производственной цепочке (добывающая промышленность – металлургия, энергетика – машиностроение), действуют последовательные и параллельные связи между отраслями и производственными объектами, широко распространено кооперирование.

В связи с этим, подавляющее большинство городов, расположенных в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне имеют четко выраженный промышленный профиль. Исторически эти города возникали вследствие развития того или иного производства на определенной территории, поэтому их специализация зачастую определяется одной-двумя отраслями промышленности. Зачастую эти города развивались на базе заводских поселков и фабричных сел, а также в период индустриализации СССР. Для этого макрорайона характерным также является частое слияние населенных пунктов, в частности присоединение малых городов и поселков к более крупным городам, что предопределяет агломерационное развитие территории. Так, в Донецко-Приднепровском макрорайоне исторически возникли Донецкая агломерация**, Горловско-Енакиевская агломерация, Краматорская агломерация, Центрально-Луганская агломерация, Южно-Луганская агломерация и др. Большинству городов, входящих в эти агломерации в той или иной мере свойственна монофункциональность, преимущественно структурная. Зачастую градообразующие предприятия таких городов функционируют в двух-трех отраслях и являют собой замкнутую производственную цепочку. Это, преимущественно, центры черной металлургии, угольной, химической и коксохимической промышленности, а также тяжелого машиностроения. Монофункциональные города с двумя-тремя градообразующими предприятиями наиболее представлены в Краматорской агломерации, Центрально-Луганской агломерации, Южно-Луганской агломерации, а также в Северодонецкой-Лисичанской конурбации***.

** Компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в сложную, многокомпонентную динамическую систему с интенсивными, производственными, транспортными и культурными связями

*** Городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего

Следует отметить, что промышленные города Украины традиционно являются локомотивами экономического роста страны, обеспечивая основную часть поступлений в бюджеты всех уровней. Большинство городов промышленного профиля, расположенных на Юго-Востоке страны является городами-донорами и перечисляют изъятия в Государственный бюджет. Динамичное развитие экономики Украины в 2006-2007 гг. и в первой половине 2008 года, имевшее следствием увеличение товарного выпуска и объемов строительства жилищной и коммерческой недвижимости, а также повышение уровня деловой активности, которое проявлялось практически во всех секторах экономики – все эти положительные тенденции обуславливали более высокие темпы социально-экономического развития промышленных городов.

Однако специфика размещения продуктивных сил в промышленных городах Украины была сформирована в середине ХХвека и соответствовала экономическим условиям функционирования плановой экономики. Значительная концентрация промышленных предприятий, большой удельный вес занятых в этой сфере, значительная доля промышленности в структуре фонда оплаты труда, – все это создавало предпосылки для резкого ухудшения социально-экономического развития в случае существенного изменения внешней и внутренней экономической среды.

Поэтому, вполне естественным является то, что первыми ощутили экономический спад именно промышленные города Украины. Всплеск безработицы, сокращение численности занятых, увеличение объема задолженности по выплате заработной платы, – вот далеко не полный перечень основных проблем, с которыми столкнулись промышленные города в IV квартале 2008года. Вместе с тем, глубина влияния последствий кризисных явлений зависела как от особенностей структуры городского хозяйства, так и от способности адаптироваться к новым экономическим условиям.

Наиболее остро в краткосрочной перспективе последствия кризиса отразилось в тех регионах (городах), структура производственного комплекса которых представлена, преимущественно, отраслями, наиболее «чувствительными» к изменениям внешней конъюнктуры - металлургия, химия, а также предприятия тех подвидов машиностроения, которые производят оборудования для ГМК. Однако и здесь последствия экономического кризиса проявлялись по-разному. Самые большие проблемы возникли у городов с монофункциональной структурой экономики. Особое значение в этой связи приобретали такие факторы как тип экономического развития территории, на которой расположен монофункциональный город, специализация градообразующего предприятия и его место в производственной цепочке, уникальность продукции, производимой градообразующим предприятием или услуг, которые оно предоставляет.

Что касается так называемых «непромышленных» регионов, то их относительно меньшая чувствительность к последствиям кризиса объясняется «легкой» структурой экономики, то есть отсутствием значительных промышленных производств, подверженных колебаниям мировой экономической конъюнктуры и резким изменениям объема совокупного спроса внутри страны. Однако следует отметить, что во многих «непромышленных» городах, главным катализатором экономического развития были строительный комплекс и сектор операций с недвижимостью. Существенное ухудшение ликвидности банковской системы, которое произошло во второй половине 2008года, сделало практически невозможным реализацию инвестиционных проектов в строительной сфере, что, в свою очередь, негативно влияло на социально-экономическое развитие и уровень бюджетной обеспеченности «непромышленных городов».

В целом же, следует заметить, что, несмотря на относительно меньшие темпы падения городской экономики в 2008-2009 гг., расчетные экономические показатели многих «непромышленных» городов уступают как средним значениям по стране (в расчете на одного жителя), так и показателям промышленных городов. Вместе с тем, следует добавить, что интегральный показатель «качества проживания» во многих промышленных городах далеко не всегда выше, чем в «непромышленных». Главным образом, это обусловлено положительными демографическими трендами «непромышленных» городов, более высокими показателями их экологической безопасности и т.д.

Дальнейшее развитие органов местного самоуправления будут зависеть от того как быстро города смогут восстановить ключевые сферы своих хозяйственных комплексов и, как следствие, улучшить социально-экономическое положение и укрепить финансовую обеспеченность муниципального образования. Безусловно, последствия реализации мобилизационных механизмов во многом зависят от объективных факторов, таких как географическое положение города, наличие в нем определенных продуктивных сил и потенциал их расширенного воспроизводства, моно-полипрофильность хозяйственного комплекса и т.д. Однако не стоит забывать, что создание предпосылок для расширенного воспроизводства городского хозяйства, а также интенсивное развитие основных элементов народнохозяйственного комплекса города, направленное на формирование так называемых «полюсов экономического роста» города во многом зависит от государственной региональной политики.

Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть