Главная »  Аналитика »  Аналитика »  Города Украины – особенности социально- экономического развития

Города Украины – особенности социально- экономического развития

15.10.2010

Украина является страной с достаточно высоким уровнем урбанизации. В Украине насчитывается 459 городов, в которых живет 31,5 млн.чел. (по состоянию на 01.07.2010 г.) или 69% всего населения страны*.

* По количеству жителей украинские города можно условно поделить на такие группы: города с населением более миллиона человек, очень большие города, большие города, средние города и малые города. Большинство городов Украины являются малыми и средними городами, при этом в них проживает значительная часть городского населения.

По функциональному признаку все города с населением более миллиона человек, а также практически все очень большие города, являются многофункциональными, промышленными, научными и культурными центрами. Следует отметить, что в нашей стране, в силу исторических особенностей размещения продуктивных сил и экономического районирования, унаследованного со времен СССР, а также природно-географических условий, подавляющее большинство крупных городов расположено на Юго-Востоке Украины, в частности в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне (включает в себя Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую и Запорожскую области). Так, на указанный макрорайон приходится 34% городов областного значения. Здесь сконцентрировано больше трети интегрального природно-ресурсного потенциала Украины. Это, в частности, уголь, в том числе коксующий, железная и марганцевая руды, кухонная соль, ртуть, огнеупорная глина, флюсовая известь и т.д. В свою очередь, это привело к формированию в этом макрорайоне территориально-производственного комплекса классического типа. А именно, здесь создана иерархическая структура производства, четко определены звенья в производственной цепочке (добывающая промышленность – металлургия, энергетика – машиностроение), действуют последовательные и параллельные связи между отраслями и производственными объектами, широко распространено кооперирование.

В связи с этим, подавляющее большинство городов, расположенных в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне имеют четко выраженный промышленный профиль. Исторически эти города возникали вследствие развития того или иного производства на определенной территории, поэтому их специализация зачастую определяется одной-двумя отраслями промышленности. Зачастую эти города развивались на базе заводских поселков и фабричных сел, а также в период индустриализации СССР. Для этого макрорайона характерным также является частое слияние населенных пунктов, в частности присоединение малых городов и поселков к более крупным городам, что предопределяет агломерационное развитие территории. Так, в Донецко-Приднепровском макрорайоне исторически возникли Донецкая агломерация**, Горловско-Енакиевская агломерация, Краматорская агломерация, Центрально-Луганская агломерация, Южно-Луганская агломерация и др. Большинству городов, входящих в эти агломерации в той или иной мере свойственна монофункциональность, преимущественно структурная. Зачастую градообразующие предприятия таких городов функционируют в двух-трех отраслях и являют собой замкнутую производственную цепочку. Это, преимущественно, центры черной металлургии, угольной, химической и коксохимической промышленности, а также тяжелого машиностроения. Монофункциональные города с двумя-тремя градообразующими предприятиями наиболее представлены в Краматорской агломерации, Центрально-Луганской агломерации, Южно-Луганской агломерации, а также в Северодонецкой-Лисичанской конурбации***.

** Компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в сложную, многокомпонентную динамическую систему с интенсивными, производственными, транспортными и культурными связями

*** Городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего

Следует отметить, что промышленные города Украины традиционно являются локомотивами экономического роста страны, обеспечивая основную часть поступлений в бюджеты всех уровней. Большинство городов промышленного профиля, расположенных на Юго-Востоке страны является городами-донорами и перечисляют изъятия в Государственный бюджет. Динамичное развитие экономики Украины в 2006-2007 гг. и в первой половине 2008 года, имевшее следствием увеличение товарного выпуска и объемов строительства жилищной и коммерческой недвижимости, а также повышение уровня деловой активности, которое проявлялось практически во всех секторах экономики – все эти положительные тенденции обуславливали более высокие темпы социально-экономического развития промышленных городов.

Однако специфика размещения продуктивных сил в промышленных городах Украины была сформирована в середине ХХвека и соответствовала экономическим условиям функционирования плановой экономики. Значительная концентрация промышленных предприятий, большой удельный вес занятых в этой сфере, значительная доля промышленности в структуре фонда оплаты труда, – все это создавало предпосылки для резкого ухудшения социально-экономического развития в случае существенного изменения внешней и внутренней экономической среды.

Поэтому, вполне естественным является то, что первыми ощутили экономический спад именно промышленные города Украины. Всплеск безработицы, сокращение численности занятых, увеличение объема задолженности по выплате заработной платы, – вот далеко не полный перечень основных проблем, с которыми столкнулись промышленные города в IV квартале 2008года. Вместе с тем, глубина влияния последствий кризисных явлений зависела как от особенностей структуры городского хозяйства, так и от способности адаптироваться к новым экономическим условиям.

Наиболее остро в краткосрочной перспективе последствия кризиса отразилось в тех регионах (городах), структура производственного комплекса которых представлена, преимущественно, отраслями, наиболее «чувствительными» к изменениям внешней конъюнктуры - металлургия, химия, а также предприятия тех подвидов машиностроения, которые производят оборудования для ГМК. Однако и здесь последствия экономического кризиса проявлялись по-разному. Самые большие проблемы возникли у городов с монофункциональной структурой экономики. Особое значение в этой связи приобретали такие факторы как тип экономического развития территории, на которой расположен монофункциональный город, специализация градообразующего предприятия и его место в производственной цепочке, уникальность продукции, производимой градообразующим предприятием или услуг, которые оно предоставляет.

Что касается так называемых «непромышленных» регионов, то их относительно меньшая чувствительность к последствиям кризиса объясняется «легкой» структурой экономики, то есть отсутствием значительных промышленных производств, подверженных колебаниям мировой экономической конъюнктуры и резким изменениям объема совокупного спроса внутри страны. Однако следует отметить, что во многих «непромышленных» городах, главным катализатором экономического развития были строительный комплекс и сектор операций с недвижимостью. Существенное ухудшение ликвидности банковской системы, которое произошло во второй половине 2008года, сделало практически невозможным реализацию инвестиционных проектов в строительной сфере, что, в свою очередь, негативно влияло на социально-экономическое развитие и уровень бюджетной обеспеченности «непромышленных городов».

В целом же, следует заметить, что, несмотря на относительно меньшие темпы падения городской экономики в 2008-2009 гг., расчетные экономические показатели многих «непромышленных» городов уступают как средним значениям по стране (в расчете на одного жителя), так и показателям промышленных городов. Вместе с тем, следует добавить, что интегральный показатель «качества проживания» во многих промышленных городах далеко не всегда выше, чем в «непромышленных». Главным образом, это обусловлено положительными демографическими трендами «непромышленных» городов, более высокими показателями их экологической безопасности и т.д.

Дальнейшее развитие органов местного самоуправления будут зависеть от того как быстро города смогут восстановить ключевые сферы своих хозяйственных комплексов и, как следствие, улучшить социально-экономическое положение и укрепить финансовую обеспеченность муниципального образования. Безусловно, последствия реализации мобилизационных механизмов во многом зависят от объективных факторов, таких как географическое положение города, наличие в нем определенных продуктивных сил и потенциал их расширенного воспроизводства, моно-полипрофильность хозяйственного комплекса и т.д. Однако не стоит забывать, что создание предпосылок для расширенного воспроизводства городского хозяйства, а также интенсивное развитие основных элементов народнохозяйственного комплекса города, направленное на формирование так называемых «полюсов экономического роста» города во многом зависит от государственной региональной политики.

Павел Трощинский,