Главная »  Аналитика »  Аналитика »  Рынок соков: итоги года

Рынок соков: итоги года

20.01.2012

Украинский рынок соков на протяжении 2011 года демонстрировал отрицательную динамику развития, что подтверждают официальные данные Госкомстата – за 12 месяцев 2011 года производство натуральных соков (включая апельсиновый) составило 277 тыс. тон, что на 5,6% ниже показателя января-декабря 2010 года, а купажированных соков – 315 тыс. т, что соответственно на 12,1% ниже прошлогодних данных. При этом стоимость готовой продукции в 2011 году увеличилась на 16%. И это не предел. В текущем году фруктовые соки в Украине ожидает подорожание как минимум на 10%, что обусловлено увеличением стоимости апельсинового концентрата на международных биржах, а также значительным ростом стоимости яблок и винограда как основных составляющих рецептуры, поскольку аномально теплые погодные условия в первой половине зимы текущего сезона привели к удорожанию затрат на хранение фруктов. При этом потребление соков в Украине в 2011 году составило всего лишь 11 литров на душу населения (в 2008 году – 14 литров).

На снижение потребительского спроса в ушедшем году продолжали оказывать влияние экономический кризис и рост расходов населения, в частности, увеличение коммунальных платежей. Следует отметить и тот факт, что сок не является продуктом первой необходимости и, следовательно, люди не готовы и не могут увеличивать расходы на его приобретение. Но для производителей данная ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны происходит сокращение доходов, а с другой стороны – рынок далек от насыщения и имеет потенциал роста как минимум на 30-35%. Вопрос в том как поведут себя основные игроки, готовы ли они вкладывать средства в развитие бизнеса, расширение панели производимых продуктов, делая переориентацию на более платежеспособную часть населения или снижая цену за счет качества.

Что касается основных игроков, то в 2011 году на рынке не произошло никаких существенных изменений – как и прежде 98% рынка приходится на 4 компании: «Sandora», «Vitmark», «Coca-Cola» и «Биола», которые в основном занимаются производством натуральных соков, нектаров. При этом на рынке существует нехватка предложения соков прямого отжима. Эту нишу в текущем году собираются занять как ООО «Сандора», так и ООО «Яблуневый дар». Причем, компания «Яблуневый дар» не скрывает, что инвестирует в выпуск соков прямого отжима ТМ Galicia около 4 млн. евро и планирует уже в текущем году занять около 2% рынка, что немало, поскольку 1 литр такого сока обойдется покупателю в пределах 23-29 грн. Но если говорить о пользе и качестве такого сока, то оно конечно выше концентрированного.

Для украинского рынка соков очень остро стоит вопрос сырья, стоимость которого на 60% формирует себестоимость готовой продукции. В 2011 году в Украине по данным Министерства аграрной политики и продовольствия собрано более 2 млн. т. плодово-ягодной продукции, что на 400 тыс. т или на 25% превысило прогнозируемое валовое производство. Украина вышла на четвертое место в Европе по производству яблок. Так что в минувшем году в сегменте яблочного концентрированного сока украинское сырье полностью обеспечило потребности отечественных производителей соков. Но что касается сырья, изготовленного из плодов, которые не произрастают в Украине либо имеются в недостаточном количестве, Украина активно импортирует, а именно, в прошлом году импорт цитрусовых составил 263,6 тыс. дол. США, вишни и черешни – 2784,4 тыс. дол. США, персиков – 1070,3 тыс. дол. США (по данным Госкомстата). При этом любая нестабильность на валютном рынке в 2012 году окажет прямое влияние на стоимость готовой продукции.

Развитие отрасли в 2012 г. и последующих годах невозможно без государственной поддержки, увеличения расходов на закладку садов, строительства фруктохранилищ. И хотя в бюджете на 2012 год предусмотрено 1,1 млрд. грн. прямых расходов на поддержку садоводства, виноградарства и хмелеводства, что на 60% больше, чем в предыдущем году, но все же меньше, чем нужно.

для издания Food UA

Ирина Пузенко,