Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

25.07.2003

КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Рынку муниципальных заимствований в Украине быть!

Принятый в 2001 году Бюджетный кодекс Украины предоставил местным бюджетам право заимствовать на внутренних и внешних рынках, однако реальная возможность воспользоваться этим правом появилась только с выходом 24 февраля 2003 года Постановления Кабинета Министров № 207, определившего порядок осуществления таких заимствований.

Согласно данному нормативному документу местные бюджеты могут привлекать средства путем выпуска облигаций или получая кредиты, в том числе на внешних рынках. Последнее, правда, относится лишь к наиболее крупным субъектам заимствований, численность населения в которых превышает 800.000 человек.

Новый порядок предусматривает получение разрешения Минфина на осуществление займов и дает исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены местными властями. Одним из таких документов является вывод рейтингового агентства о способности властей рассчитываться по своим долговым обязательствам, то есть кредитный рейтинг и сопровождающий его рейтинговый отчет. Обращает на себя внимание сам факт признания правительственным документом кредитных рейтингов как основного источника информации о кредитоспособности местных властей.

До сих пор в отечественном нормотворчестве лишь документы НБУ содержали положения, прямо упоминающие кредитные рейтинги. Банки используют их при расчете своего регулятивного капитала и при создании резервов по выданным кредитам. Причем, такая практика полностью соответствует рекомендациям Базельского комитета по банковскому регулированию, предусматривающим широкое применение кредитных рейтингов, как одного из самых надежных источников информации о финансовом состоянии заемщика или эмитента.

Стоит отметить тот факт, что местные власти Украины до сих пор еще не выходили на рынок внешних заимствований. Первопроходцем, как нетрудно предположить, должен стать город Киев, получивший еще в конце прошлого года кредитные рейтинги сразу от двух ведущих международных рейтинговых агентств Moody's и Standard & Poor's. Присвоенные рейтинги – "B2 со стабильным прогнозом" от Moody's и "B со стабильным прогнозом " от S&P –полностью совпали с суверенными кредитными рейтингами нашей страны, а значит и риски вложений в долговые обязательства Украины и Киева для инвесторов примерно одинаковы.

Несмотря на то, что по некоторым причинам «киевская эмиссия» перенесена на осень, Киев уже начинает создавать свою кредитную и рейтинговую историю, наличие которой в дальнейшем окажет существенное влияние на условия доступа города к зарубежным рынкам капитала. А такой доступ городу, несомненно, понадобится на пути становления Киева как одной из заметных европейских столиц, многие из которых уже давно реализуют успешные проекты за счет облигационных займов. 

Активная позиция киевской администрации, с прошлого года требовавшей от Министерства финансов необходимых разрешений на осуществление займа, очевидно, ускорила принятие вышеуказанного Постановления Кабинета Министров. Его плодами теперь могут воспользоваться и другие органы местного самоуправления, финансовые проблемы и инвестиционные устремления которых вызывают потребность привлечения заемных средств в свои бюджеты. Дальнейшее развитие, а зачастую и существование многих регионов Украины просто немыслимо без привлечения дополнительных средств для развития муниципальной инфраструктуры, переоснащения недостаточной материальной базы образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, а также большей части основных фондов муниципальных образований, имеющих высокую степень износа.

Если на внешний рынок первым должен выйти Киев, то испытателем нового механизма привлечения средств на внутреннем рынке вероятнее всего станет г. Южный, который находится в Одесской области. Весной текущего года горсовет этого города принял решение о привлечении кредита в размере 2,4 млн. гривен на внутреннем рынке для финансирования ряда городских проектов. Согласно описанной выше процедуре  для привлечения кредита городу был необходим кредитный рейтинг.

Проведя скрупулезный анализ экономических, финансовых, социально-демографических и других показателей города, агентство «Кредит-Рейтинг» на прошлой неделе присвоило запланированному займу г. Южный краткосрочный кредитный рейтинг на уровне uaK3. Согласно национальной шкалы кредитных рейтингов такой уровень кредитного рейтинга означает достаточную способность эмитента погасить данное долговое обязательство и проценты в срок и в полном объеме. Денежные потоки и доступ к ликвидным ресурсам эмитента удовлетворительны для того, чтобы нейтрализовать воздействие предсказуемых рисков в будущем.

Иными словами, это означает, что для 50-миллионного бюджета города обслуживание кредита в размере 2,4 млн. является вполне посильным, и основные тенденции развития не предполагают возникновение факторов, которые могут вызвать дефолт. Кроме этого, несмотря на неэластичную структуру доходов бюджета города, он сможет противостоять неблагоприятным изменениям, которые возникнут в будущем году в связи с реформой подоходного налога в Украине.

Несмотря на скромную сумму займа, немаловажным является сам факт того, что город опробует жизнеспособность нового механизма привлечения средств на внутреннем рынке. Для экономического развития страны крайне важно поддержать становление сектора муниципальных облигационных займов, который может стать катализатором качественного развития фондового рынка, привлечь более широкий круг инвесторов к вложениям уже на длительные сроки.

Новый механизм доступа местных властей к заемным средствам с учетом их реальной кредитоспособности создает предпосылки для прозрачного функционирования рынка муниципальных займов и подъема уровня доверия широкого круга инвесторов. Трудно переоценить значение создания условий, которые не только направлены на эффективное использование заемных средств и избежание дефолтов по долговым обязательствам, но и прививают в обществе культуру кредитных отношений и использования информации о кредитоспособности заемщиков.

Эффективная система кредитных рейтингов позволяет структурировать фондовый рынок и обеспечить прозрачность его функционирования. Это несет в себе дополнительные выгоды для государства – возможность обеспечить защиту общественно-значимых инвестиций путем ограничения вложений пенсионных фондов, резервных фондов страховых компаний в рискованные ценные бумаги и обязательства, не имеющие достаточного кредитного рейтинга. Муниципальные облигации имеют все шансы стать интересными для институциональных инвесторов.

Безусловно, основные вехи на пути формирования качественного рынка муниципальных облигаций еще впереди. Многое зависит от активности и профессионализма руководителей областей и городов, от их готовности находить разумный компромисс между потребностями муниципального образования, которые могут быть профинансированы с помощью займов, и способностью местного бюджета обслуживать такие займы.

Станислав Дубко
Директор компании "Кредит-Рейтинг"

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть