Главная » Аналитика » Экспертное мнение » Об ограничении наличных расчетов в Украине |
|
Об ограничении наличных расчетов в Украине03.09.2013 С 1 сентября 2013 года вступило в силу постановление НБУ об ограничении наличных расчетов. Документом вводится лимит расчетов для субъектов хозяйствования в течение дня до 10 тысяч гривень, а также для физических лиц при расчетах с предприятиями и между собой по договорам купли-продажи, в обязательном порядке подлежащим нотариальному удостоверению, до 150 тысяч гривень. Предлагаем вашему вниманию полную версию экспертного комментария советника генерального директора "Кредит-Рейтинг" Алексея Капустинского проекту "Реальна економіка".
А.К.: 150 тысяч гривен – это чуть менее 15 тысяч евро. Операции, проводимые на суммы более 15 тысяч евро, рекомендует отслеживать Группа по разработке мер борьбы с отмыванием преступно полученных доходов (FATF)*. Механизмы отслеживания разные, но они предполагают фиксацию и выявление, а затем - идентификацию участников таких операций. В законодательстве Украины 150 тысяч гривен – это сумма операций, свыше которой начинается их обязательный мониторинг, то есть идентификация тех, кто эти операции проводит, с последующим уведомлением Госфинмониторинга. То есть, если превышена сумма 150 тысяч гривен, плюс имеется один из 16 признаков, указанных в статье 15 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция берется «на карандаш». Например, внесение наличности на счет суммы более 150 тысяч гривен (например, для оплаты покупки жилья) с перечислением в тот же день на другой счет (счет продавца) подлежит обязательному мониторингу. Есть и другие примеры. Так что брали сумму не совсем «с потолка». И дело не только в финансовом мониторинге и отслеживании. Денежный рынок уже стало легче контролировать после усложнения валютообменных операций. Теперь ограничат наличные операции. Далее приучают к цивилизованным нормам, к тому, что грамотнее, удобнее и безопаснее картой рассчитаться и что это просто правило хорошего тона не ходить с чемоданами наличности. Кроме этого, банковский рынок получает приток средств, поскольку «добровольно-принудительно» откроются новые счета. Есть и другая сторона медали. Например, удержатся ли банки от того, чтобы не поднять, скажем, тарифы на расчетно-кассовое обслуживание тех, кто будет вынужден прибегнуть к их услугам? Вопрос риторический. Если поднимут тарифы, кто будет защищать потребителей и насколько эффективно? Расчеты на сумму более 150 тысяч гривен проводить, конечно, будут, и после 1 сентября, но, возможно, не так активно. Будут дробить платежи, перечислять их отдельными и не всегда связанными траншами, занижать суммы оценки. Применять «трансфертное ценообразование» в каждом отдельно взятом случае… Есть и другие способы избежать того, чтобы показывать операцию на крупную сумму. Изобретательность пропорциональна недоверию к государству и его людям.
А.К.: В РФ Минфин инициирует введение с 1 января примерно аналогичной планки – 600 тысяч рублей и выше (те же 15 тысяч евро), Госдума пока соответствующий закон не приняла. Через год российские минфиновцы предлагают вдвое понизить эту планку. В Италии порог операций с наличностью ограничен 1 тысячей евро. Дух законодательства – вот что главное, и дух этот пока слабоват. Все ли сделали наши банкиры и госчиновники, чтобы опровергнуть мнение, что деньги действительно твои только тогда, когда лежат слитками или хотя бы купюрами в твоем собственном кармане? Тоже вопрос риторический. * Справка (пункт 10, стр.14). |
|