Главная »  Аналитика »  Экспертное мнение »  Как определить надежный и ненадежный банк

Как определить надежный и ненадежный банк

16.03.2015

Как выбрать безопасный банк для хранения сбережений, рассчетно-кассового обслуживания, получения соцвыплат?

Предлагаем Вашему вниманию комментарий заместителя Генерального директора «Кредит-Рейтинг» Ольги Шубиной изданию ФОКУС.ua на тему «падающих» банков.

1. Исходя из опыта 2014 – 2015 годов, какие первые признаки падающего банка обычно проявляются за несколько месяцев / недель до введения временной администрации? Каково на сегодня количество банков, которые соответствуют названным «симптомам»?

Прежде всего, стоит обращать внимание на:

  • трудности/удлинение сроков при проведении безналичных платежей;
  • ограничения на снятие депозитов, дробление сумм к выплате, удлинение сроков по заказу выплат крупных сумм через кассу банка;
  • ограничения на снятие наличных в банкомате;
  • повышение процентных ставок выше/быстрее рынка по депозитам физических и юридических лиц;
  • информация на сайте НБУ о получении стабилизационных кредитов, рефинансирования;
  • проблемы при расчете картой банка в торговой сети, необоснованные отказы в проведении операции;
  • ограничение на снятие наличных по карте банка за границей/в банкоматах других банков в Украине;

2. Как на основе данных из открытых источников можно проверить банк перед началом сотрудничества с ним? На какие специфические моменты нужно обратить внимание разным категориям клиентов – представителям малого бизнеса, вкладчикам - физлицам, получателям соцвыплат?

Самостоятельно проверить информацию достаточно сложно, можно обратить внимание на:

  • специализированные форумы с отзывами клиентов банков. Зачастую, там можно получить наиболее оперативную информацию.
  • сайт НБУ, проверка на получение рефинансирования;

3. Какие признаки неблагополучия финучреждения и каким образом можно выявить непосредственно в отделении? Что должно насторожить клиента при посещении банка?

В самом отделении трудно что-либо выявить. Но можно обратить внимание на:

  • повышенное количество людей в отделении, обсуждающих проблемы работы с банком;
  • сокращение персонала отделения.

4. Допустим, выбор сделан. Какой алгоритм сотрудничества с банком будет наиболее безопасным для трех вышеназванных категорий клиентов (МСБ, вкладчикам, получателям соцвыплат)?

Могу посоветовать вкладчикам-физлицам не хранить в одном банке денег больше, чем гарантирует Фонд гарантирования вкладов.

5. Что могут предпринять клиенты (МСБ, вкладчики, получатели соцвыплат) в ответ на свидетельствующие о неблагополучии банка сигналы (описанные в ответе на первый вопрос)?

Думаю, что, если есть перечисленные в первом вопросе «симптомы», то что-либо делать уже может быть поздно. В любом случае постараться перевести деньги / выплаты в другие банки.

6. Каков круг и ориентировочное количество банков в Украине которым бы Вы на сегодня решились доверить собственные сбережения?

  • раскладывать ресурсы по разным банкам, выдерживая лимит в 200 тыс. грн. (см. п. 4)
  • государственные банки;
  • банки с иностранным капиталом

Ольга Шубина,