Главная »  Аналитика »  Комментарии »  Устойчивость компаний сферы ритейла в условиях кризиса

Устойчивость компаний сферы ритейла в условиях кризиса

04.06.2009

На вопросы журнала «Генеральный директор» отвечала директор Департамента рейтинговых исследований Ольга Шубина

 

Какие основные проблемы на рынке ритейла поднял кризис? Политика развития практически всех компаний, занимавшихся сетевым ритейлом, была направлена на агрессивное развитие за счет привлечения заемных ресурсов.

Бурное развитие розничного рынка, происходившее до апреля 2009 года, диктовало сетевому ритейлу необходимость открытия магазинов в различных регионах с целью сохранения доли рынка. Погашение заемных ресурсов,

привлекавшихся для роста сетей, планировалось в основном за счет рефинансирования, поскольку и инвесторы, и операторы оценивали розницу как одно из наиболее привлекательных инвестиционных направлений. Кризис внес

свои коррективы, банки сократили кредитные программы во всех сферах и активизировали работы по погашению задолженности клиентов. В такой ситуации многие компании оказались не в состоянии рассчитаться по привлеченным ресурсам и вынуждены были вести переговоры с инвесторами о пролонгации сроков погашения. По состоянию на апрель 2009 года в кредитных портфелях банков (без учета кредитов, выданных физическим лицам) уровень проблемной задолженности предприятий, занимающихся торговлей, занимает наибольший удельный вес.

Проблемы, с которыми должен был столкнуться ритейл в 2009 году, рейтинговое агентство подробно описало в информационном бюллетене «Кредит-Рейтинг Монитор» (№12(16) декабрь 2008 г.).

 

Какие «антикризисные» решения ритейлеров оказались удачными для выживания в нынешней ситуации? Какие решения не показали должной эффективности? Например, закрытие магазинов, сокращение персонала, отказ от работы с «дорогими» поставщиками, реструктуризация долгов и т.д.

По мнению рейтингового агентства, закрытие нерентабельных магазинов – достаточно эффективное решение по сокращению расходов. Также среди решений, которые призваны были сократить расходы и привести к стабилизации ситуации, стали:

  • остановка проектов по расширению сети (строительство с нуля, покупка);
  • реализация непрофильных активов;
  • реструктуризация существующей задолженности;
  • сокращение фонда заработной платы;
  • пересмотр политики работы с поставщиками;
  • пересмотр ставок аренды;
  • усиление функции контроля, в т.ч. за оборачиваемостью
  • запасов/товаров;
  • изменение структуры товаров, выставленных на продажу (переориентация
  • на средний и низкий ценовые сегменты). Кроме того, ряд крупных компаний
  • активно работают с private label.

Ряд компаний сократили расходы на рекламу, однако сейчас возвращаются к использованию этого канала продаж для удержания и привлечения покупателей.

 

Можно ли по «результатам» кризисной ситуации на рынке ритейла ожидать его переформатирование (сокращение количества игроков и т.д.)? Если да, то в каком направлении будет проходить переформатирование розничного рынка? Укрупнение каких игроков можно ожидать?

Безусловно, количество предприятий, занимающихся ритейлом, сократится. Ряд предприятий пошли на продажу своего бизнеса из-за невозможности рассчитаться по привлеченным ресурсам. На рынке уже произошли отдельные поглощения/продажи региональных ритейловых сетей. Ряд поглощений ожидается. В наиболее тяжелой ситуации оказался непродуктовый ритейл, поскольку эти продажи во многом поддерживались благодаря потребительскому кредитованию. По нашему мнению, в дальнейшем поглощениям будут сопутствовать банкротства ритейлеров.

 

Можно ли говорить о том, что интерес иностранных ритейлеров к Украине сохраняется? Как Вы оцениваете временной интервал прихода новых сетей в Украину?

Иностранные инвесторы не планируют активную экспансию на розничный рынок Украины, поскольку на них также оказывает давление мировой финансовый кризис, и они не готовы выделить объем средств, достаточный для развития бизнеса в нашей стране. Однако они и не выводят уже вложенные средства из украинских активов. На наш взгляд, возможны покупки отдельных интересных активов, но говорить о крупных приобретениях не приходится.

 

К началу страницы

Ольга Шубина, источник: Генеральний Директор