Главная »  Аналитика »  Комментарии »  Кто в выигрыше от кризиса?

Кто в выигрыше от кризиса?

13.10.2010

На вопрос журнала «Генеральный директор» отвечает ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг» Виктор Шулик

Какие сегменты финансового сектора выиграли от кризиса? Насколько эта кризисная фора поможет им в сохранении динамики роста при существенном улучшении макроэкономической ситуации?

От изменения ситуации в финансовом секторе выигрывают, прежде всего, компании, имеющие необходимые ресурсы для осуществления инвестиций и "адекватные" стратегии управления активами. Их маржинальная прибыль будет увеличиваться на этапе подъема рынка, хоть и остаются высокими кредитно-инвестиционные риски вложений.

Финансовый кризис внес определенные коррективы в стоимость активов, поэтому его влияние на финансовый рынок нельзя назвать исключительно негативным. Для банковского сектора возобновилась актуальность качественной оценки кредитно-инвестиционных рисков (что должно способствовать повышению иммунитета финансового сектора к воздействию неблагоприятных событий в дальнейшем), появилась возможность заработать на уцененных активах (хотя такая переоценка отрицательно отразилась на рыночных позициях и доходной базе ряда банков). Изменение стоимости активов дает возможность банкам - инвесторам увеличить объем маржинальных доходов, покупая инвестиционные инструменты и удерживая их в портфелях на продажу до достижения рыночной стоимости, либо предоставлять кредиты заемщикам с высокой кредитоспособностью по более высоким ставкам, чем в докризисное время.

Для институтов совместного инвестирования это, прежде всего, возможность проверить качество портфелей, зафиксировать убытки и ожидать роста стоимости активов на этапе подъема рынков. Можно ожидать, что стратегии интервальных и открытых фондов в будущем будут более консервативны, а для венчурных фондов (и стратегических инвесторов) это возможность покупать высокодоходные активы в нижней точке их стоимости (оценка качества инвестиционных инструментов более адекватна, нежели на пике экономического роста).

 

Комментирует начальник отдела корпоративных рейтингов
агентства «Кредит-Рейтинг» Андрей Кулик

Какие отрасли реального сектора экономики и сферы услуг выиграли от кризиса?

Влияние кризиса в меньшей мере отразилось, либо даже позволило улучшить позиции ряда предприятий, работающих в отраслях не подверженных циклическим колебаниям с относительно стабильным спросом на производимую продукцию, а также экспортоориентированных предприятий со стабильными внешними рынками сбыта в связи с девальвацией гривны. Кроме того, валютные колебания позволили ряду отечественных предприятий заместить собственными товарами подорожавшую продукцию импортных товаропроизводителей. К таким отраслям можно отнести следующие:

- отрасли, работающие для внутреннего потребительского рынка, в частности, пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции. Данная отрасль одна из немногих в Украине показывает положительную динамику, чему способствуют постоянный спрос на продукты питания и возможность увеличения объемов производства за счет замещения импортных товаров в связи с девальвацией национальной валюты;

- фармацевтика. Спрос на лекарства относительно стабилен, объем потребления фармацевтической продукции в Украине ниже аналогичного показателя в странах Европы и Америки (в Украине около 100 долл. на человека, в Европе и Америке этот показатель не ниже 250-300 долл. на душу населения), что свидетельствует о потенциале рынка. Кроме того, существенное увеличение стоимости импортной продукции позволило ряду отечественных фармацевтических компаний увеличить доли рынка за счет реализации собственной продукции аналогичного действия;

- фиксированная связь. Телекоммуникации, по сравнению со многими другими направлениями деятельности, характеризуются существенно большей инерцией, и реагируют на кризисные явления с задержкой (большинство услуг связи необходимы для осуществления бизнеса и в повседневной жизни).

Мы ожидаем, что положительная динамика развития в данных отраслях будет сохраняться, поскольку данные отрасли характеризуются устойчивым спросом на производимую продукцию, относящуюся к товарам массового потребления, и наименее подвержены влиянию неблагоприятных кризисных явлений.

Виктор Шулик, источник: Генеральний Директор