Главная » Аналитика » Комментарии » Механизм финансовой поддержки европейских стран |
||||||
Механизм финансовой поддержки европейских стран30.11.2010
Катализатором принятия нового механизма финансовой поддержки европейских стран, стало существенное ухудшение макроэкономической ситуации в Ирландии. Значительные государственные рекапитализационные интервенции в банковский сектор, составившие около 50 млрд. евро, привели к формированию беспрецедентного для стран Еврозоны дефицита государственного бюджета (более 30% ВВП). Ввиду сложившейся ситуации, Правительство Ирландии во второй половине ноября обратилось за финансовой помощью Европейскому Союзу, представив четырехлетний план сокращения дефицита Государственного бюджета до 2,8% ВВП в 2014 году. 28 ноября представители Европейского Союза и Международного валютного фонда согласовали условия предоставления финансовой помощи Ирландии (в размере 85млрд.евро). Параллельно с этим был также согласован новый механизм предоставления финансовой помощи европейским странам, столкнувшимся с долговым кризисом. Предполагается, что новый механизм, главным отличием которого является распределение финансовой ответственности между налогоплательщиками и держателями государственных ценных бумаг, будет применяться после 2013 года. Предусматривается, в частности, что в условиях размещения новых госбумаг европейских стран будут содержаться нормы, согласно которым, достижение соглашений в случае необходимости с кредиторами в отношении новых сроков погашения и стоимости облигаций становится гарантированно возможным. Несмотря на то, что инициаторами разработки нового механизма финансирования выступили Германия и Франция, именно между этими странами возникли существенные разногласия в части детализации новой схемы, которые, тем не менее, были в целом согласованы. Несмотря на то, что как было заявлено, новый механизм оказания финансовой помощи европейским странам, направлен на сглаживание долговых рисков и поддержание доверия инвесторов в Еврозоне, положительная оценка его влияния на поведение инвесторов, является преждевременной. Во-первых, новый механизм призван регулировать долговые отношения по новым государственным займам европейских стран, - при этом спектр проблем, возникающих в процессе выполнения обязательств по старым бумагам, продолжает вызывать опасения инвесторов. Во-вторых, опасения инвесторов может вызвать довольно решительная позиция стран ЕС с более устойчивым уровнем государственных финансов относительно делегирования непосредственным держателям ценных бумаг части рисков, связанных с невыполнением долговых обязательств, странами с низким уровнем устойчивости государственных финансов. Это может привести к более осторожному отношению инвесторов к возможности предоставления ресурсов многим странам Еврозоны. Тем не менее, даже в этих условиях, развивающиеся рынки, в том числе и рынок Украины, не могут ожидать существенного изменения направления международного движения капитала в силу объективных факторов, связанных с более высокой инвестиционной привлекательностью стран Еврозоны. |
||||||