Пищевиков съедают амбиции
15.12.2010
|
Для «Экономических известий» материал подготовлен
начальником сектора рейтингов предприятий АПК агентства "Кредит-Рейтинг"
Екатериной Васиной
|
ТЕМА 1. Об итогах года в пищевой отрасли
По результатам 10месяцев 2010года, по сравнению с аналогичным периодом
предыдущего года, увеличились объемы производства мяса и мясных продуктов (за счет
свинины и мяса птицы), подсолнечного масла, маргарина, минеральных вод и пива. Снижение
численности населения страны продолжает негативно влиять на потребление и,
соответственно, объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий. Также заметно
сократилось производство крепких спиртных напитков, что было обусловлено пересмотром
ставок акцизных сборов. Производство молочных и кондитерских изделий сохранилось на
прошлогоднем уровне (табл.1).
Таблица1. Объемы производства основных видов
продуктов питания
Вид продукции
|
ед. изм.
|
10месяцев 2009
|
10месяцев 2010
|
Темп роста, %
|
Мясо и мясные продукты
|
тыс.тонн
|
973,5
|
1 036,3
|
106,5
|
Молоко и молочные продукты
|
тыс.тонн
|
1 452,7
|
1 453,0
|
100,0
|
Хлеб и хлебобулочные изделия
|
тыс.тонн
|
1 465,6
|
1 426,4
|
97,3
|
Кондитерские изделия
|
тыс.тонн
|
2 214,8
|
2 198,8
|
99,3
|
Подсолнечное масло нерафинированное
|
тыс.тонн
|
2 165,8
|
2 339,4
|
108,0
|
Маргарин
|
тыс.тонн
|
282,0
|
290,5
|
103,0
|
Соки фруктовые и овощные, нектары
|
тыс.тонн
|
604,8
|
604,9
|
100,0
|
Воды, безалкогольные напитки и пиво
|
млн.дал
|
499,0
|
511,8
|
102,6
|
Крепкие алкогольные напитки
|
млн.дал
|
47,3
|
45,5
|
96,2
|
В текущем году увеличились объемы экспорта мясных и рыбных продуктов, кондитерских и
хлебобулочных изделий, консервированных овощей и фруктов, виноградных вин (табл.2).
Существенно снизились объемы экспорта сахара и сахаросодержащей продукции, а также
крепких спиртных напитков.
По результатам 9месяцев 2010года, по сравнению с 9месяцами 2009года,
значительно возросли объемы импорта сахара. Также в этом году в страну было ввезено
больше рыбной продукции, какао-сырья, алкогольных и безалкогольных напитков. В текущем
году резко сократился импорт молочной продукции и заметно снизился импорт мяса и мясной
продукции.
Таблица 2. Объемы экспорта-импорта отдельных
продуктов питания
Вид продукции
|
Ед. изм.
|
ЭКСПОРТ
|
ИМПОРТ
|
9мес. 2009
|
9мес. 2010
|
темп роста, %
|
9мес. 2009
|
9мес. 2010
|
темп роста, %
|
Мясо и мясные продукты
|
тыс.тонн
|
24,3
|
37,8
|
155,8
|
326,6
|
272,1
|
83,3
|
Рыба и рыбные продукты
|
тыс.тонн
|
42,5
|
52,5
|
120,7
|
298,4
|
343,7
|
115,2
|
Молоко и молочные продукты
|
тыс.тонн
|
116,2
|
115,2
|
99,1
|
38,2
|
22,3
|
58,4
|
Сахар и сахаросодержащая продукция
|
тыс.тонн
|
159,9
|
64,0
|
40,1
|
62,6
|
305,8
|
в 4,9 раза
|
Какао-сырье
|
тыс.тонн
|
2,8
|
2,1
|
72,0
|
41,4
|
44,1
|
106,7
|
Кондитерские и хлебобулочные изделия
|
тыс.тонн
|
289,6
|
322,9
|
111,5
|
62,8
|
61,3
|
97,6
|
Консервированные овощи, фрукты, варения, джемы и проч.
|
тыс.тонн
|
52,4
|
70,4
|
134,4
|
74,1
|
68,8
|
92,9
|
Воды и пиво
|
млн.дал
|
36,0
|
33,5
|
93,1
|
4,5
|
5,5
|
121,3
|
Виноградные вина и напитки
|
млн.дал
|
4,9
|
5,4
|
110,2
|
1,2
|
1,8
|
149,1
|
Спирт и крепкие алкогольные напитки
|
млн.дал
|
4,6
|
2,0
|
42,7
|
1,0
|
1,2
|
118,0
|
В целом, по сравнению с другими отраслями, работа пищевой отрасли отличается
стабильностью, что объясняется устойчивым спросом населения на продукты питания.
В следующем году результаты работы компаний пищевой промышленности
будут зависеть от потребительских предпочтений населения и конъюнктуры сырьевых
рынков.
ТЕМА 2. Бизнес стратегии
Стратегии большинства предприятий пищевой отрасли в текущем году были
направлены на снижение существующей долговой нагрузки при сохранении объемов оборотного
капитала. Успешность в выполнении поставленных задач во многом зависела от рыночных
условий, в которых работали отдельно взятые компании. Можно предположить, что в
среднесрочной перспективе наиболее эффективной окажется стратегия, направленная на
построение вертикально-интегрированных объединений.
Екатерина Васина,
источник: АПК-Информ
|