Главная »  Аналитика »  Комментарии »  Тенденции развития сетевого ритейла

Тенденции развития сетевого ритейла

31.01.2011

Комментирует начальник отдела корпоративных рейтингов агентства «Кредит-Рейтинг» Андрей Кулик

Сегодня отечественный сетевой ритейл находится в стадии умеренного роста и оптимизации существующих систем работы и управления. Тем самым закончился период его хаотического развития, который мы наблюдали в докризисный период.

Основные участники сетевой организованной торговли уже адаптировались, а некоторые продолжают приспосабливаться к новым условиям рынка, пересматривая модели управления своим бизнесом и стратегические планы развития, а также управление операционными потоками с одновременной оптимизацией затрат и долговых обязательств.

На текущий момент к основным приоритетам компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли, относится не наращивание объемов реализации любой ценой путем расширения своего присутствия на рынке, а решение вопросов прибыльности сети в целом и отдельных магазинов в частности. Кроме того, акцент делается на уменьшение долговой нагрузки путем проведения ее реструктуризации, в частности, большая часть задолженности переводится из краткосрочной в долгосрочную при одновременном снижении стоимости заемных ресурсов, а также минимизации валютных рисков.

Пассивность большинства национальных и региональных сетевых торговых компаний на облигационном рынке в 2011году (на долю ритейлеров приходится менее 1% совокупного объема запланированных выпусков облигации) связана с продолжающейся оптимизацией их дельности и пересмотром своих подходов к управлению операционными потоками и финансовыми обязательствами.

Многие операторы сетевого рынка торговли обращают внимание на оптимизацию затрат с учетом форматирования магазинов. В 2011году одним из успешных форматов станет дискаунтер (магазин «возле дома»). Это связано с тем, что для большинства отечественных потребителей основным критерием выбора продукции является цена. А суть формата работы дискаунтера является заработок на быстрой оборачиваемости товаров, а не на наценке. Хотя следует отметить, что на сегодняшний день ниша супер- и гипермаркетов еще полностью не заполнена и многие потребители продолжают осуществлять покупки на рынках.

На наш взгляд, реализация прогноза консалтинговой группы GT Partners Ukraine (Киев) относительно роста новых сетевых продуктовых магазинов будет в значительной степени поддерживаться развитием вышеуказанного направления, но будут продолжать развиваться и форматы супер- и гипермаркетов, хотя и более умеренными темпами. При это следует не забывать о долго вынашиваемых планах иностранных операторов выйти на отечественный рынок организованной торговли.

Андрей Кулик,