Главная »  Аналитика »  Комментарии »  В ногу со временем: расширение спектра информационных продуктов

В ногу со временем: расширение спектра информационных продуктов

01.11.2011

Авторитетные и глубокие исследования – инструмент для принятия решений

По мере накопления массивов информации и опыта их обработки, рейтинговые агентства в дополнение к классическим кредитным рейтингам начинают предлагать рынку дополнительные продукты и сервисы. В современном изменчивом мире финансовые игроки и инвесторы нуждаются в постоянном потоке своевременных исследований и комментариев. Важно, чтобы информация, которой пользуются участники рынка, была как можно более надежной и авторитетной, позволяла принимать обоснованные решения.

За последние годы агентство «Кредит-Рейтинг» не только зарекомендовало себя как поставщик независимых аналитических исследований, но и предложила украинскому финансовому рынку ряд новых услуг. Наш сегодняшний собеседник руководитель подразделения агентства «Кредит-Рейтинг», отвечающего за развитие данного направления, – директор департамента развития методологии и перспективных исследований Диляра МУСТАФАЕВА

Диляра Назимовна, если посмотреть, сколько видов рейтингов сегодня поддерживает «Кредит-Рейтинг», не мудрено потеряться. Кроме рейтингов эмитентов и ценных бумаг, есть еще рейтинги депозитов, рейтинги надежности страховых компаний, рейтинги информационной безопасности... Нужно ли такое разнообразие?

Каждый из рейтингов имеет свою сферу применения и появление новых видов диктуется исключительно потребностями рынка. Например, для банков актуален как кредитный рейтинг, так и рейтинг надежности депозитов. Кредитный рейтинг отражает кредитоспособность банка по отношению ко всем его обязательствам. То есть банк сравнивается с большим количеством других субъектов хозяйствования, работающих в различных отраслях экономики. А рейтинг надежности депозитов решает более узкую задачу: характеризует возможности банка по своевременному возврату банковских вкладов. Для него разработана специализированная шкала, предназначенная исключительно для оценки банков. Эта шкала позволяет более точно разграничивать уровень надежности вложений в различные банки, поэтому для вкладчиков рейтинг депозита удобнее, чем кредитный рейтинг.

Аналогичная ситуация и с рейтингом надежности страховых компаний: он ориентирован в первую очередь на страхователей и отражает потенциальную возможность и желание страховой компании своевременно и в полном объеме выполнять принятые на себя обязательства по выплате страховых возмещений или возврату накопленных страховых сумм. При его присвоении более глубоко, чем при присвоении кредитного рейтинга, анализируется степень лояльности компании по отношению к клиентам. В отличие от кредитных рейтингов, при присвоении рейтинга надежности страховой компании сравнение проводится не со всеми субъектами хозяйственной деятельности, работающими на территории Украины, а исключительно со страховыми компаниями.

Рейтинг информационной безопасности и рейтинг корпоративного управления не имеют отношения к уровню кредитоспособности и занимают особое место в линейке рейтингов.

Рейтинг информационной безопасности показывает, насколько система управления информационной безопасностью в компании отвечает действующим в этой области стандартам (для банков эти стандарты утверждены НБУ, для небанковских структур есть ряд международных требований). Информационные системы плотно вошли в современную жизнь и присутствуют практически в каждой компании, поэтому от качества системы информационной безопасности напрямую зависит успешность деятельности. Существуют риски, связанные с умышленными действиями или ошибками пользователей, а также с воздействием внешних факторов. Поэтому отсутствие контроля за изменением информации либо возможность несанкционированного доступа к ней, могут не только стать причиной значительных убытков, но и привести к полной остановке бизнес-процессов.

Рейтинг корпоративного управления отражает качество организации управления компанией с точки зрения соблюдения равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений: собственников, менеджеров и других заинтересованных лиц. Информация об уровне корпоративного управления необходима в первую очередь инвесторам, поэтому наличие такого рейтинга позволяет компании укрепить свою репутацию, завоевать доверие инвесторов и снизить стоимость привлекаемых ресурсов.

При рейтинговании компании вы учитываете только моменты, характеризующие непосредственную работу этой компании? Или есть еще какие-то критерии, влияющие на итоговую оценку?

Естественно, прежде всего анализируется деятельность самой компании, выявляются ее сильные и слабые стороны и существующие риски. Но кроме рисков, присущих конкретной компании, существуют и так называемые системные (отраслевые) риски, характерные для всех компаний, работающих в определенной сфере. Бывают случаи, когда отдельным компаниям удается минимизировать влияние отраслевых рисков, но зачастую высокий уровень рисков отрасли, в которой работает компания, ограничивает уровень рейтинга этой компании.

Для рейтингования предприятий мы разработали методологию присвоения отраслевых рейтингов, которые отражают уровень рисков различных отраслей. Кроме того, нами создана автоматизированная система для расчета интервалов разброса и средних значений основных финансовых показателей предприятий, работающих в определенных отраслях. Эта информация может быть полезна и участникам финансового рынка, осуществляющим инвестиции в различные сектора экономики: банкам, инвестиционным компаниям, компаниям по управлению активами, страховым компаниям. Рейтинги отраслей позволяют сравнивать рискованность вложений в различные виды деятельности и устанавливать отраслевые лимиты. А среднеотраслевые интервалы значений показателей могут быть использованы для сравнения их с показателями предприятия, в которое планируется вливать ресурсы. Особенно необходима отраслевая статистика банкам: согласно требованиям НБУ, они должны использовать ее для определения нормативных интервалов значений показателей, рассчитывающихся в процессе классификации заемщиков при формировании резерва.

Исследований ваш департамент проводит много. Как выбираете направления этих исследований?

Выбор тем диктуется, в первую очередь, дефицитом информации в определенной области и наличием у участников рынка потребности в этой информации.

Чаще всего мы проводим исследования по собственной инициативе, но некоторые делаем и по заказу. Например, исследование тенденций и перспектив развития рынка проблемных активов было выполнено по заказу Международной финансовой корпорации, в рамках её проекта по преодолению последствий кризиса на финансовых рынках. Наблюдался дефицит объективной информации о состоянии кредитных портфелей банков, поэтому главной целью исследования было оценить реальный объем проблемных кредитов и спрогнозировать перспективы развития рынка проблемных активов в Украине. Кроме того, в задачи исследования входила разработка методологии оценки проблемных активов, чтобы в будущем было легче формировать цену при передаче прав собственности на портфель проблемной задолженности. Мы надеемся, что предложенные нами подходы помогут банкам и покупателям портфелей заключать сделки на взаимовыгодных условиях. В случае необходимости, мы можем провести анализ качества кредитного портфеля, готовящегося на продажу, и сформулировать свои выводы и рекомендации о возможном размере дисконта.

Какие из исследований, проведенных за последнее время, вызвали наибольший интерес на рынке?

Пожалуй, наиболее активно обсуждались результаты исследований прозрачности. В октябре мы презентовали рэнкинг прозрачности банков. Такие исследования проводятся нами с 2009 года. Аналогичные исследования прозрачности проводились среди компаний по управлению активами и среди страховых компаний.

Качество раскрытия информации финансовыми учреждениями Украины находится пока на недостаточно высоком уровне. Но участники рынка, в первую очередь, крупные игроки, осознают, что прозрачность является одной из главных составляющих качественного корпоративного управления, поэтому придают этому вопросу серьезное значение и работают в направлении повышения прозрачности. А мы, со своей стороны, даем в исследованиях ориентиры, к которым нужно стремиться.

Ваши исследования ограничиваются Украиной или имеют более широкую географию?

Основная часть проводится пока в Украине, но постепенно начинаем «выходить за границы». Например, весной этого года мы закончили и опубликовали результаты исследования прозрачности банков стран СНГ и Балтии.

Какие новые направления деятельности агентство планирует развивать в будущем?

Кроме разнообразной отраслевой аналитики, мы уже начали предоставлять консультационные услуги в сфере совершенствования систем управления рисками. Это направление планируем самым активным образом продвигать. Кризис очень наглядно продемонстрировал последствия недостаточно серьезного отношения к управлению рисками. Дальнейшее успешное развитие невозможно без эффективного риск-менеджмента, поэтому, на наш взгляд, предложение консалтинга по рискам очень своевременно.

Нашими потенциальными клиентами могут быть не только банки, но и страховые компании, и предприятия реального сектора. Мы предлагаем свою помощь в реализации задач, запланированных клиентом, а также (по желанию клиента) можем проводить полный анализ его бизнес-процессов с целью выявления существующих проблем и формирования комплекса мер для их преодоления.

Кроме того, мы планируем предоставлять банкам консультации по управлению проблемными активами: возможна разработка стратегий работы с различными пулами проблемной задолженности, структурирование сделок по передаче прав собственности на проблемные кредиты. На данном этапе для банков важно не только улучшить качество существующего кредитного портфеля, но и не допустить его ухудшения в будущем. А для этого необходима продуманная система управления проблемной задолженностью, которую мы предлагаем построить с нашей помощью. Реализация такого проекта подразумевает разработку подробного регламента действий на всех этапах работы с проблемными кредитами, создание системы аналитического учета и управленческой отчетности по этому направлению, а также предоставление методологии выявления потенциально проблемных активов. Качество кредитного портфеля напрямую влияет на эффективность работы финансового учреждения, поэтому мы надеемся, что данная услуга будет востребована на банковском рынке.

источник: «КР Монитор», 3 (41)