Главная » Аналитика » Комментарии » МВФ предсказал возвращение Великой депрессии |
||||||||||
МВФ предсказал возвращение Великой депрессии20.12.2011
Правительства на протяжении последних лет занимались монетарным стимулированием экономик с целью ослабления кризисных явлений, что лишь увеличило разрыв между частным спросом (поддерживался в значительной степени за счет заимствований) и реальными располагаемыми доходами. Когда сохранять имеющееся положение дел будет невозможно, произойдет значительное проседание экономик ключевых стран, а так как межнациональные экономические взаимосвязи достаточно тесны (в т.ч. из-за деятельности транснациональных корпораций), они потянут за собой и страны с меньшим уровнем интеграции. Таким образом, возможен достаточно ощутимый спад (который пока, за исключением отдельных отраслей, не произошел из-за искусственного стимулирования), но не обязательно экономики войдут в рецессию (т.е. это будет длительное пребывание в нижней точке, которое может восприниматься так же тяжело, как и рецессия).
В Международном валютном фонде сравнительно недавно сменилось руководство и, думаю, основная его задача не повышение значимости, а поиск решения текущих проблем с наименьшими потерями. В то же время, не до конца понятно, каким образом с этим кризисом собираются бороться в МВФ - организации, которая использует в основном монетарные инструменты. На мой взгляд, основные проблемы состоят в том, что:
Некоторые западные страны могут расширить рынки сбыта за счет других государств (чему, собственно, и способствует деятельность МВФ, ВТО и других организаций), и тем самым уменьшить проседание собственных экономик. Роль МВФ в этом процессе заключается в директивном перераспределении капиталов между странами. Вместе с тем, этот механизм позволяет уменьшить риски каждого конкретного кредитора, так как в случае дефолтов отдельных государств потери будут нести все кредиторы. Это, а также возможные выгоды и угрозы от деятельности Фонда для каждой отдельной страны, отлично понимают кредиторы Фонда, поэтому не все из них готовы финансировать организацию.
Политики и финансисты долго говорили о том, что кризис почти преодолен, и сейчас, когда традиционные инструменты по накачиванию экономик деньгами не работают, МВФ остается одним из немногих механизмов более или менее эффективного перераспределения ресурсов. Мы имеем довольно забавную ситуацию: даже испытывая финансовые трудности, развитые страны (прежде всего экспортеры капитала и товаров) заинтересованы в том, что бы МВФ оказывал поддержку государствам, испытывающим еще большие финансовые трудности, что позволит обеспечить частный спрос на продукцию основных доноров Фонда. При этом, финансировать Европу напрямую опасно (опаснее, чем через Фонд), так как в случае дефолтов это будут прямые потери. С другой стороны, денег у Фонда не так уж много (ресурс не перекрывает даже потребности стран Еврозоны), а многие развивающиеся страны (в т.ч. БРИК) не особо желают вкладывать деньги в организацию при таком распределении голосов (вопрос изменения квот уже неоднократно поднимался).
Универсального действенного инструмента не существует. Не все простые шаги будут приемлемыми. Сначала нужно определиться с конечной целью, которая не озвучивается чиновниками. Так, если речь идет о сокращении бюджетных дефицитов (что оздоровит бюджетные финансы для будущего развития), то возможны 2 варианта: затягивание поясов (длительный и малоэффективный путь) или дефолт. И в первом и втором случаях экономики (как и благосостояние) будут падать, при этом второй шаг (допустим для национальных валют) чреват потерей доверия на некоторое время и куда более резким экономическим спадом. Первый шаг приведет к стагнации национальных экономик, но кредиторы смогут избежать потерь. Если же цель заключается в стимулировании экономического роста (на основе частного спроса или бюджетного стимулирования), то можно продолжать делать то, что делается уже более 10 лет, а заодно и искать рынки сбыта в других странах (в том числе путем уничтожения собственного производства таких стран). |
||||||||||