Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

21.09.2004

БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ: Ориентир для инвестора. В Украине создана национальная шкала кредитных рейтингов

Правительство всерьез занялось структуризацией и обеспечением прозрачности фондового рынка. Для этого Кабинет Министров принял распоряжение  "Об утверждении Концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования" (№ 208-р от 01.04.2004) (далее – Концепция).

Мысль о наведении порядка в сфере рейтингования посетила головы высших чинов еще в сентябре прошлого года. Тогда, чтобы усилить надзор над страховой и перестраховочной деятельностью, была внесена поправка в закон "О налогообложение прибыли предприятий". В частности, речь шла о введении 15% налога по договорам с перестраховщиками-нерезидентами, кредитный рейтинг которых не соответствовал требованиям КМУ. В Кабмине засуетились. Предстояла нелегкая работа – определиться в своих требованиях. В авральном порядке был подготовлен проект постановления "О требованиях к рейтингам финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов". Проект  побывал на рассмотрении КМУ и благополучно был отправлен на доработку.  О его дальнейшей судьбе до сих пор ничего не известно.

Апрель этого года можно считать судьбоносным для  отечественного «рейтингового» рынка. Правительство утвердило Концепцию создания рейтинговой системы. Реализация положений документа должна разрешить проблему информационного вакуума, в котором приходится работать инвесторам, а также сделать рейтингование официальным видом деятельности в Украине.

Коротко о главном

Согласно Концепции, введение рейтинговой оценки необходимо для определения кредитного риска в контексте регионов, отраслей экономики и субъектов хозяйствования. В основу документа положен опыт международных рейтинговых агентств. Национальная шкала кредитных рейтингов отвечает мировым стандартам. Рейтинги делятся на краткосрочные и долгосрочные. Первые характеризуют кредитные риски на период до одного года, вторые – на перспективу более одного года.  Значения краткосрочных рейтингов варьируются от uaK1 до uaKD, долгосрочных – от uaAAA до uaD.

Также в Концепции обозначены тендерные условия для агентств, готовых побороться за право стать «уполномоченными» на проведение рейтинговой оценки. Ответственность за выбор возложена на Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.  Среди конкурсных условий – опыт работы на рынке не менее двух лет и пользование национальной шкалой кредитных рейтингов. Парадокс ситуации в том, что национальная шкала утверждена только в этом году. И любое агентство, пусть даже с соответствующим стажем работы, априори не использовало ее. Поэтому, по мнению начальника управления по работе с отчетностью ГКЦБФР Елены Величко, еще рано устанавливать сроки проведения тендера, компании-претенденты должны поработать на рынке, чтобы получить возможность подать заявки на участие в конкурсе.

Справедливости ради, отметим, что на сегодняшний день выбор у ГКЦБФР не велик. Отечественный рынок рейтингования представлен несколькими агентствами – «Кредит-Рейтинг», SlavRaiting, «Прозрачная Украина» и российской компанией «Эксперт РА». Из них только «Кредит-Рейтинг» позиционирует себя как национальное и  отвечает всем тендерным требованиям.  Словно последние «по образу и подобию» писаны. Вопрос, насколько возможно провести независимый конкурс при наличии одного претендента? – риторичен. Но, похоже, ГКЦБФР это отнюдь не смущает. Тендер таки оглашен. Заявки на участие будут приниматься до 16 августа, после чего Госкомиссия определит уполномоченное агентство. Не сложно догадаться, кому при таком раскладе достанется эксклюзивное право на рейтингование. Но это уже больше похоже на госназначение.

Возможная экспансия

В Украине рейтингование как вид бизнеса только начинает развиваться. До недавнего времени рейтинги были  популярны в основном у компаний, получающих государственные или муниципальные займы. Да и то потому, что в феврале прошлого года появилось постановление правительства № 207 "Об утверждении Порядка осуществления заимствований в местные бюджеты". В нем указывается, что органы местного самоуправления при выпуске муниципальных облигаций и получении кредитов обязаны получать оценку их кредитоспособности в специализированном агентстве.
И хотя после утверждения Концепции «рейтингового» бума не предвидится, но, по прогнозам экспертов, рынок активизируется. Причина – рост количества отечественных компаний-эмитентов. Каждая из них старается «выделиться» на фоне рыночного изобилия. И лучший способ – получить экспертную оценку кредитоспособности компании или, иными словами, кредитный рейтинг.

Прогнозируемое увеличение спроса делает рейтингование перспективным видом бизнеса в Украине. За год рейтинговое агентство может присваивать до 40 рейтингов. И если стоимость одного достигает $15 тыс., то годовой доход агентства может исчисляться $500 тыс. Агентство может увеличить доход еще на  30% за счет предоставления информационно-аналитических услуг. Следует учесть, что «рейтинговый» рынок в Украине пока довольно узок. И компании-пионеры имеют все шансы «снять сливки». Такая перспектива заинтересовала и мировых лидеров. О своих планах присутствовать на украинском рынке заявили сразу несколько «китов» рейтингового бизнеса.

Так, агентство Fitch уже сегодня рассматривает возможность использовать нашу национальную шкалу рейтингов. Об этом на конференции “Рынок капитала Украины” заявила руководящий директор FitchRaiting СНГ Наталия Пейдж. Скорее всего, отечественный рынок будет осваивать и агентство Standart&Poor’s, которое использует национальные шкалы 14 государств.

При этом международные компании, не будучи резидентами Украины, не могут непосредственно участвовать в конкурсе. Но отечественным рейтинговым агентствам есть чего опасаться. По мнению экспертов, уже в скором времени на украинском рынке могут появиться локальные структуры, входящие в состав мировых лидеров. Такой «финт», например, когда-то проделали Интерфакс и Moody’s.

Приход мировых агентств в Украину станет серьезным испытанием для национальных рейтинговых компаний, а также пошатнет фактически монопольное положение на внутреннем рынке компании «Кредит-Рейтинг».

Комментарии специалистов

Николай Онищук, народный депутат, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей:

Процедуры и методы присвоения кредитных рейтингов компаниям не являются для Украины принципиально новыми. Их используют аналитические службы крупных и средних банков при оценке кредитоспособности клиентов.

Но кроме банковских инвестиций существуют и другие источники финансирования. Это – деньги населения, страховые резервы, средства негосударственных пенсионных фондов. Такие категории не располагают компетентными аналитическими службами. Поэтому возникает необходимость проведения независимой экспертной оценки. На сегодняшний день внедрение системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики и субъектов хозяйствования – своевременное и необходимое решение правительства.

Рейтингование – новое для Украины  направление бизнеса. И на этапе его становления главная задача – создать условия для его цивилизованного, ориентированного на мировые стандарты развития. Важно не допустить монополизации рынка рейтинговых услуг. Для нормального его функционирования необходимо четыре-пять украинских операторов. В Швеции, например, кроме мировых лидеров – Moody's, Standart & Poor's и Fitch – на общегосударственном и региональных рынках работают шесть национальных рейтинговых агентств.

Еще однин важный элемент в создании системы рейтингования – принятие Кодекса профессиональной этики рейтинговых агентств и контроль за исполнением его условий. Это могло б предотвратить появление рейтинговых оценок "на заказ".  


Станислав Дубко, директор Национального рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг":

Сегодня украинский фондовый рынок насчитывает более сотни компаний-эмитентов. Каждая из них хочет как-то выделяться. Поэтому с каждым годом наблюдается все большая заинтересованность отечественных эмитентов в получении рейтинговой оценки. Последняя не только формирует позитивный "имидж"  компании, но и служит своего рода ориентиром для инвесторов. Поэтому целесообразность введения национальной системы рейтингования даже не ставится под сомнение.  

Наша компания работает на рынке почти три года. И если первые клиенты обращались за услугами скорее потому, что получения рейтинга ускоряло процесс получения инвестиций, то сегодня компании уже думают на перспективу. Ведь эмитет с более длительной рейтинговой историей  более привлекателен для потенциальных инвесторов.
Безусловно, рейтингование – "удовольствие" не из дешевых. Стоимость первоначального рейтингового анализа, проводимого по специальной методике,  составляет как минимум 50 тыс.грн. и далее зависит от размеров компании. В ходе этого анализа рассматривается как ретроспективная деятельность компании за 5-ти летний период, так  и прогнозируется финансово-хозяйственная деятельность будущих периодов. После присвоения кредитного рейтинга осуществляется его постоянный мониторинг и  информационное сопровождение. Результаты рейтинговой оценки должны быть максимально публичными. При этом предоставление информации для заинтересованных получателей осуществляется на некоммерческой основе.

Кредитный рейтинг удобен как инструмент коммуникации между компанией и инвестором. Уровень раскрытия информации перед рейтинговым агентством достаточно высок, поэтому инвестор вполне доверяет результатам рейтинга. Крупные компании  для себя видят экономический эффект.

Есть, конечно, и предприятия, которым акой инструмент не видится необходимым. Это могут быть предприятия, которые имеют достаточные внутренние финансовые резервы для развития своей деятельности и не стремятся на данном этапе публично позиционировать себя на рынке заимствований.

Татьяна Мигунова, "Бизнес-консультант"

развернуть

свернуть