Главная »  События »  Пресса о рейтингах »  ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Рейтинг как обуза

ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Рейтинг как обуза

08.07.2004

В 1-м квартале 2005 г. в Украине будет введена система обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка. Решение об этом Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла в соответствии с Концепцией создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики и субъектов хозяйствования.

Процедуру обязательного рейтингования предлагается осуществлять для открытых акционерных обществ (часть акций которых находится в собственности государства), стратегических предприятий и отраслевых монополистов, выпускающих облигации и ипотечные ценные бумаги. Присвоением рейтингов будут заниматься уполномоченные рейтинговые агентства, отобранные на конкурсной основе среди резидентов. Тарифы на услуги рейтинговых агентств, которые будут оплачиваться за счет средств государственного и местных бюджетов, утвердят в конце текущего года. Участники рынка инициативу ГКЦБФР оценивают неоднозначно. Как мера, способствующая информированности инвесторов и повышающая надежность выпусков ценных бумаг, процедура приветствуется. «Основное предназначение рейтингования — предоставить инвестору информацию о вероятности дефолта эмитента долговых бумаг, — утверждает директор департамента исследований ОАО «КИНТО» Виталий Птицын. — Поэтому введение процедуры рейтингования крайне важно для украинского фондового рынка: сейчас облигации выпускают все, кому не лень, но не все эмитенты одинаково надежны. Инвестору для принятия взвешенного решения по размещению своих средств необходимо иметь ориентиры относительно рискованности вложения в различные долговые бумаги. Процедура рейтингования может сделать дефолты более предсказуемыми и уберечь рынок от нежелательных катаклизмов».

Однако использование внутреннего рейтинга при эмиссии облигаций государственными и стратегическими предприятиями, а также отраслевыми монополистами, по мнению участников рынка, приобретает смысл лишь при определенных условиях. «Это целесообразно, если выпускам предприятий данных категорий государство будет предоставлять дополнительные права и возможности, — считает начальник управления ценных бумаг с фиксированной доходностью ЗАО «Альфа-Банк» Вадим Минченко. — Речь может идти о получении кредитов по программе рефинансирования НБУ под залог данных бумаг на более привлекательных условиях. Возможный вариант — смягчение требований НБУ к резервированию средств, вложенных коммерческими банками в облигации, эмитенты которых имеют высокие рейтинги. В противном случае целесообразность обязательного получения внутреннего рейтинга будет вызывать сомнения».

Операторы рынка отмечают ряд спорных моментов, связанных с принудительным характером процедуры рейтингования. «Это требование — местное «изобретение», которое приведет к удорожанию услуг для предприятий. Многих из них оно может окончательно отвернуть от выхода на публичные рынки заимствований», — отмечает начальник отдела выпуска финансовых инструментов «Укрсоцбанка» Эрик Найман. Финансисты опасаются, что обязательное рейтингование приведет к профанации идеи публичной оценки кредитных рисков. «За деньги все будут получать рейтинги у специально назначенных рейтинговых агентств (пользующихся поддержкой властей, а не профессиональной квалификацией и честным открытым подходом). Причем чем больше денег — тем лучше рейтинг, — полагает аналитик финансовой группы «Автоальянс» Юрий Покладенко. — Применение рейтинга должно определяться рынком, а не директивой государства».

По-разному относятся финансисты и к идее создания института уполномоченных рейтинговых агентств. «Если получение рейтинга при эмиссии облигаций сделают обязательной процедурой, то введение института уполномоченных сертифицированных рейтинговых агентств — шаг обоснованный. При его отсутствии предприятию накануне объявления об эмиссии облигаций достаточно будет зарегистрировать собственное рейтинговое агентство, а в затем — воспользоваться его услугами», — поясняет Вадим Минченко.

Вместе с тем для успешного выполнения своей деятельности рейтинговым агентствам понадобится завоевать доверие участников рынка. «В мире рейтинговые агентства возникали стихийно, и здоровая конкуренция оставила на рынке лучших. У нас, как только кому-то дают полномочия (а кому-то соответственно не дают), о здоровой конкуренции говорить трудно, — говорит Юрий Покладенко. — Кого бы ни назначали уполномоченным рейтинговым агентством, его рейтинг не будет иметь смысла до тех пор, пока рынок в лице квалифицированного большинства его участников не поверит этому агентству».

По прогнозам финансистов, предоставлением таких услуг займется ограниченный круг агентств. «Скорее всего, это будет одно, максимум 2 рейтинговых агентства, — прогнозирует Эрик Найман. — Цены на их услуги будут монопольными или дуопольными, что в принципе равноценно. В защите инвесторов это не поможет, а вот затраты эмитентов увеличит». Эксперты называют и другие возможные последствия введения обязательного рейтингования. Как считает Вадим Минченко, сроки подготовки эмиссий для эмитентов увеличатся. В то же время, по мнению банкира, введение системы обязательного рейтингования эмитентов не окажет особого влияния на результат принятия решений коммерческими банками (которые выступают основными покупателями облигаций) о покупке облигаций в портфель. На иностранных инвесторов результаты внутренних рейтингов также влияния не оказывают. Эрик Найман не исключает, что нововведение приведет к снижению объемов выпуска облигаций на рынке.

Предотвратить нежелательное развитие событий, по солидарному мнению опрошенных «ДН» финансистов, можно за счет внедрения системы равноправного поощрения эмитентов (без навязывания процедуры рейтингования), а также допуска к процедуре рейтингования более широкого круга желающих, которые удовлетворят разработанные на основе международных стандартов квалификационные требования. Большинство экспертов считает, что оплата услуг рейтинговых агентств должна осуществляться эмитентами за счет собственных, а не бюджетных средств.

При этом получение оценок национальных рейтинговых агентств будет представлять интерес только в том случае, если качество работы этих агентств признают за рубежом.

Олег Соснюк, Владимир Цветов