Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

12.01.2004

КОНТРАКТЫ: Конкуренты Пентагона

Благодаря рейтингам Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch инвестор изучает перспективность капиталовложений в тот или иной проект. Случается, что составители рейтингов ошибаются, и инвестор проигрывает. Однако это не повод пренебрегать оценками «аналитической тройки», ведь альтернативы этим влиятельным агентствам пока нет.

Аналитика «железнодорожного» происхождения

Старейшим международным рейтинговым агентством является Standard & Poor’s, ведущее свою историю с 50-х годов XIX века. В те времена еще не было специализированных агентств, не существовало и Standard & Poor’s, а был Генри Пур — главный редактор American Railroad Journal, повествующего о буднях американской железной дороги. Американские магистрали были на то время объектом повышенного внимания со стороны европейских банков. Однако не каждый банкир из Старого Света рисковал вкладывать капиталы в США: в железнодорожные концессии нередко входили мошенники, и найти надежного партнера за океаном европейцам было весьма сложно.

Генри Пур решил помочь потенциальным инвесторам: провел анкетирование среди игроков американского железнодорожного рынка. Адекватные, по мнению Пура, финансовые отчеты были напечатаны в American Railroad Journal. «Закрытым» компаниям на страницах журнала была посвящена гневная публикация. Впоследствии, в 1860 году, Пур издал железнодорожные отчеты отдельной книгой — «История железной дороги и каналов в Соединенных Штатах», ставшей указателем для европейских банкиров. Компании, информация о которых появлялась в пуровских изданиях, быстрее получали кредиты от британских, немецких и французских банков, тогда как «закрытые» американские железнодорожные фирмы имели значительно меньший доступ к иностранным инвестициям.

«Инвестор имеет право знать» — лозунг, сформулированный Генри Пуром, подхватили другие американские аналитики. В 1900 году журналист Джон Муди (учредитель известного сегодня агентства Moody’s) начал издавать «Инструкцию по промышленным и другим бумагам» — информация о ценных бумагах в «Инструкции» была классифицирована в интересах инвестора по категориям надежности: спекулятивными Муди называл ценные бумаги, на которых можно заработать в краткосрочной перспективе, инвестиционными — имеющие долговременный срок окупаемости.

Какими бы дальновидными ни были аналитики рейтинговых агентств, но масштабные экономические кризисы 1907 и 1929 годов они спрогнозировать не могли и первыми стали жертвами этих кризисов. Напуганные биржевыми «скачками» инвесторы разочаровывались в рейтингах и начинали больше доверять слухам об олигархическом заговоре, нежели тщательно разработанным рейтингам. Выжить ведущим рейтинговым агентствам пыталось помочь государство. Например, в 1936 году Комиссия по ценным бумагам США запретила принимать в биржевые торги бумаги, оцененные рейтинговыми агентствами ниже категории «инвестиционные». Однако под давлением бизнес-лобби этот запрет пришлось отменить. Чтобы выжить, агентства стали консолидироваться: в 1941 произошло самое значительное слияние на рынке: Poor’s Publishing (основанная Генри Пуром) объединилась со Standard Statistics. В результате образовалась ныне широко известная Standard&Poor’s (в 1966 году была приобретена издательским холдингом MсGrow Hill).

Очередной расцвет рейтинговых агентств начался в США в 60-70-е годы. И опять помогло государство: крупнейшим страховым компаниям и пенсионным фондам таки запретили осуществлять операции с ценными бумагами, не номинированными ведущими рейтинговыми агентствами как инвестиционные. Перечень ведущих агентств американские чиновники ограничили тремя: известные и опытные Standard&Poor’s и Moody’s, а также созданное при содействии Комиссии по ценным бумагам Fitch IBKA. В глобализированном мире роль рейтинговых агентств значительно выросла: они стали главными независимыми оценщиками экономик многих стран, одними из самых влиятельных неправительственных организаций мира.

Удельный вес «тройки» в формировании общественного мнения во многих странах трудно переоценить. Как отмечают аналитики, в 90-х годах оценки рейтинговых агентств повлекли за собой поражение Австралийской лейбористской партии на парламентских выборах. В США стала афоризмом фраза тележурналиста Томаса Фридмана: «Прямым конкурентом наших рейтинговых агентств, очевидно, является Пентагон: он может уничтожать целые государства с помощью бомбардировок, а Moody’s делает то же самое, снижая рейтинг суверенных обязательств».

Разница, как между Coca Cola и Pepsi Cola

Между тремя рейтинговыми «китами» сложно найти серьезные отличия. Самое молодое — Fitch IBKA — принято считать наименее влиятельным. Старейшее — Standard & Poor’s — имеет репутацию самого консервативного. В своих рейтинговых классификациях все три очень похожи между собой. Принцип распределения остался неизменным со времен Джона Муди: обязательства инвестиционного типа, спекулятивные и обязательства стран, находящихся в состоянии дефолта. Соответственно, рейтинговые позиции имеют свою литеру: А — самая лучшая, С — наихудшая. Есть множество промежуточных подвидов, в рейтингах Standard & Poor’s и Fitch IBKA обозначенных знаками «плюс» и «минус», а в рейтингах Moody’s — цифрами от 1 до 3 (см. табл. 2). По этим рейтингам можно определить несколько макроэкономических показателей: по методологии Standard & Poor’s рейтинг ААА соответствует уровню инфляции от 0 до 10%, АА — 4-15%, А — 7-25%, ВВВ — 10-50%, ВВ — 25-100%. Доходность облигаций по стандартам Moody’s определяется так: Ааа — 6,7% годовых, Аа — 6,9%, А — 7,1% и Ваа — 7,3%.

Для банков агентства разработали отдельную систему классификации — рейтинг внутренней финансовой стойкости (категории А, В, С, D, Е). Благодаря этому рейтингу инвестор может оценить финансовую политику учреждения вне внешних экономических и политических рисков.

Инвестор, ищущий место для капиталовложений за границей, по большей части изучает два рейтинга: оценки надежности своего потенциального партнера (если его деятельность оценена специалистами «тройки») и так называемый суверенный рейтинг страны (см. табл. 1), в экономику которой он собирается вкладывать средства. Специалисты ведущих рейтинговых агентств, как правило, выставляют свои оценки так, чтобы рейтинг кредитоспособности отдельной компании не был выше суверенного рейтинга государства, в котором она зарегистрирована.

Право на ошибку

Однако объективность оценок рейтинговых агентств иногда можно взять под сомнение. В 1996 году Moody’s предоставила Южной Корее наивысший инвестиционный рейтинг — вскоре страна пережила масштабный экономический кризис, и доверчивые инвесторы потеряли миллионы. Подобные процессы наблюдались в 1998 году и в России. Moody’s трижды с начала 1998 года снижала рейтинг РФ в связи с «резким ростом объемов задолженности страны». Анатолий Чубайс тогда успокаивал: рейтинговые агентства, мол, «проспали» кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе и пытаются отыграться на России. Косвенным подтверждением слов Чубайса стал неожиданный для многих шаг Fitch IBCA, которое в том же 1998-м повысило суверенный рейтинг РФ до категории ВВ+ (см. табл. 2). Но даже по оценкам Moody’s по состоянию на 17 августа 1998 г. (день официального «старта» кризиса) РФ выглядела довольно привлекательно — «ограниченная кредитоспособность эмитента, отвечающая текущей задолженности».

Не на пользу рейтинговой «тройке» и корпоративные скандалы в США 2001-2002 годов. После скандала вокруг корпорации Enron представителей Standard & Poor’s вызвали «на ковер» в Белый дом. Одно из основных направлений деятельности рейтингового агентства — оценка кредитных рисков. Что касается Enron, ни одно из трех агентств вовремя не заметило ухудшения финансового состояния корпорации, что дало повод оппонентам говорить о заангажированности рейтинговых компаний. В западных СМИ появилась версия о заговоре между агентствами и корпорациями: мол, основной источник дохода агентств — плата эмитентов за проведение процедуры рейтинга, поэтому корпорации играют в паре с агентствами против инвесторов.

Привлечь рейтинговое агентство к ответственности в США не так просто. В стране с 1940 года действует «Акт об ответственности консультантов», но пока отсутствует законодательный механизм, который позволял бы определять качество и надежность рейтинговых оценок. Аналитики считают, что «тройка» смогла бы улучшить работу, если бы у нее появились конкуренты. Составить конкуренцию американцам пообещало в начале прошлого года правительство Германии. После того как Standard & Poor’s снизила рейтинг немецкого промышленного гиганта ThyssenKrupp до так называемого спекулятивного уровня (фактически это является табу для сотрудничества с институциональными инвесторами) и пообещала пересмотреть рейтинги еще девяти немецких компаний, Берлин сделал эмоциональное заявление, что создаст собственное агентство.

Декларации немецких политиков сводились к тому, что ЕС имеет достаточный потенциал для создания собственных мощных рейтинговых структур, способных оценивать рынок эффективнее, чем американцы. Однако независимые аналитики скептически восприняли заявление Германии: во-первых, чтобы рейтинговое агентство имело вес, ему нужен опыт и международное признание; во-вторых, агентство, созданное по правительственной инициативе, вряд ли будет восприниматься как незаангажированное; в-третьих, заявление немецких политиков может и не иметь под собой экономического грунта, ведь прозвучало оно в период обострения отношений с США во время войны в Ираке.

Табл. 1. Украина в международных рейтингах

Рейтинговое агентство Категория
Standard&Poor’s B2
Moody’s В
Fitch В+

По данным Института реформ

Табл. 2. Шкала кредитных рейтингов агентств Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch

Moody’s S&Р, Fitch Характеристика эмитента
Рейтинги инвестиционного класса
Aaa AAA Возможности эмитента по выплате долга и процентов исключительно высокие
Aa1 AA+ Возможности эмитента по выплате долга и процентов очень высокие
Aa2 AA
Aa3 AA-
A1 А+ Возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно высокие, но зависят от внутренней экономической ситуации
A2 А
A3 А-
Baa1 BBB+ Возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутренней экономической ситуации на это время
Baa2 BBB
Baa3 BBB-
Ba1 BB+ Нестабильность внутренней экономической ситуации может влиять на платежеспособность эмитента
Ba2 BB
Ba3 BB-
Рейтинги спекулятивного класса
B1 В+ Ограниченная платежеспособность эмитента,отвечающая текущему объему выпущенных долговых обязательств
B2 В
B3 В-
Caa1 CCC+ Некоторая защита интересов инвесторов есть, но риски и нестабильность высокие
Caa2 CCC
Caa3 CCC-
Ca CC Платежеспособность эмитента слишком зависит от внутренней экономической ситуации
С С Платежеспособность эмитента полностью зависит от внутренней экономической ситуации
SD Выборочный дефолт
D Дефолт

Крапивенко Д. Конкуренты Пентагона // Контракты. - 2004. - N 1. 

развернуть

свернуть