Главная »  События »  Пресса о рейтингах »  КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Роль и место поступлений от приватизации в бюджете Украины.

КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Роль и место поступлений от приватизации в бюджете Украины.

16.12.2002

Рассмотрение Государственного бюджета на 2003 год перенесено на конец декабря. На фоне разногласий между Кабинетом Министров и бюджетным комитетом Верховной Рады относительно оценки основных параметров бюджета (см.справку), обращает внимание разница в подходах по отражению приватизационных поступлений в бюджете при одинаковой оценке собственно количественного показателя таких поступлений (2101,2 млн. грн.). Рассмотрим, как эти подходы могут отразиться на главном финансовом документе страны на предстоящий год и ходе его исполнения. Напомню, что провал приватизационных планов на текущий год и возникший дефицит бюджета уже спровоцировали существенное увеличение внутреннего государственного долга за счет выпуска и размещения облигаций.

Государственный бюджет Украины состоит из доходной части, расходной части и раздела финансирования. Ресурсы бюджета балансируются таким образом, чтобы объем доходов, поступлений от приватизации и заимствований равнялся объему расходов бюджета и расходов на погашение государственного долга.

Бюджетный комитет настаивает на отражении поступлений от приватизации в составе доходной статьи бюджета. Следует отметить, что такой подход не согласуется с международной практикой и не способствует глубокому пониманию стабильности источников доходов государственного бюджета. Давайте рассмотрим, почему более целесообразным является исключение поступлений от приватизации государственного имущества из раздела доходной части бюджета и их учет в разделе "Финансирование". Такой подход, предложенный Кабинетом Министров, поясняется отображением раздела "Финансирование" под так называемой "линией бюджетного баланса".
 
Чтобы четко представить, что имеется в виду под линией бюджетного баланса, следует рассмотреть баланс доходов и расходов бюджета, положительное или отрицательное значение которого образовывает соответственно дефицит  бюджета, покрываемый за счет бюджета, или профицит, направляемый на финансирование бюджета.

Доходная часть бюджета включает налоговые и неналоговые доходы, а к расходной части относятся текущие и капитальные расходы. Разница этих операций характеризует финансовые потребности правительства. В состав операций, проведение которых необходимо для покрытия финансовых потребностей, включаются все операции с финансовыми активами и обязательствами. Дефицит под линией бюджетного баланса показывает, какая часть расходов не обеспечена текущими поступлениями и требует других, отличных от доходов, источников, то есть привлечения средств или направления части активов государства на финансирование. Одним из видов последней операции является приватизация государственного имущества, в результате которой происходит изменение объемов финансовых активов правительства с превращением их в другой актив - денежную наличность.

В соответствии со статьей 29 Бюджетного кодекса Украины к доходам Государственного бюджета относятся средства от продажи активов, которые принадлежат государству. Рассмотрим экономическую природу поступлений от приватизации государственного имущества. Операции с финансовыми активами нужно относить или к активам, прибытие (убытие) которых является составной частью государственной политики, или к активам, которые покупались (реализовывались) с целью управления ликвидностью. Поскольку приватизация происходит по решению правительства, ее следует рассматривать как операцию, которая проводится с целью реализации государственной политики.

Учитывая вышеизложенное, поступления от приватизации не являются доходами, поскольку доходы - это поступления в бюджет, которые увеличивают чистые активы государства, а приватизация отображает обмен одного вида активов (материальный актив) на другой (денежная наличность) и не приводит к увеличению активов. Итак, приватизация - это нейтральная операция с точки зрения баланса финансовых ресурсов государства.

Другой причиной целесообразности включения доходов от приватизации в раздел "Финансирование" является то обстоятельство, что поступления от приватизации ограничены во времени, то есть в определенный момент они закончатся. При включении приватизационных поступлений в статью доходы бюджета, после завершения процесса приватизации относительная величина доходов бюджета может реально уменьшиться в сравнении с минувшими годами за счет прекращения приватизационных поступлений. Только учет таких поступлений в разделе "Финансирование" позволяет адекватно отслеживать текущее состояние бюджетных финансов и изменение доходов государства, которые оно получает из постоянных источников, таких как, например, налоговые поступления. Более того, включение поступлений от приватизации в доходы бюджета создает неверное впечатление о стабильности государственных финансов.

Прогнозируя определенный уровень поступлений от продажи объектов приватизации, всегда существует риск недополучения этих средств ввиду  невыполнения программы приватизации в запланированном объеме. Это связано с тем, что планируемая цена продажи того или иного объекта может изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка. В результате, бюджет может утратить запланированные доходы и возникнет потребность в сокращении программных расходов, что и случилось в текущем году.

Бюджетная резолюция профильного комитета Верховной Рады предусматривает включение поступлений от приватизации в доходы бюджета при соблюдении бездефицитности бюджета. Исполнение такого требования может иметь следующие негативные последствия:

  • "раздувание" объема бюджета, то есть принятие нереального бюджета с неоправданно завышенными доходами и дополнительными расходами;
    скрытый дефицит бюджета в случае недополучения средств от приватизации;
  • сокращение программных расходов государства или осуществление дополнительных заимствований для финансирования таких расходов;
    рост социального напряжения из-за невозможности финансирования запланированных государством социальных программ;
  • увеличение государственного долга и долговой нагрузки на государственный бюджет;
  • необходимость осуществления дополнительных заимствований с целью погашения в полном объеме государственного долга в 2003 году;
  • ухудшение долговой ситуации и создание условий для раскручивания новой финансовой пирамиды.

Вышеуказанные причины, а также экономическая природа поступлений от приватизации диктуют необходимость исключения их из доходов бюджета, что не противоречит действующему законодательству Украины и полностью отвечает принципам международной методологии статистики государственных финансов.

Станислав Дубко
директор компании "Кредит-Рейтинг"

СПРАВКА

Вариант бюджета, предложенный Кабинетом Министров для 2 чтения (тыс. грн.)

Доходы 49 036 466,7
Расходы 49 852 143,5
Дефицит -815 676,8
 
Финансирование 815 676,8
Заимствования 7 294 015,6
Поступления от приватизации 2 101 240,0
Погашение долга 8 579 578,8

Вариант Верховной Рады, принятый во 2 чтении (тыс. грн.)

Доходы 54 766 901,4
(в т.ч. поступлення от  приватизации 2 101 240,0)
Расходы 54 199 011,4
Профицит 567 890,0
 
Финансирование -567 890,0
Заимствования 8 376 688,8
Погашение долга 8 944 578,8