ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА: Оценивать будем по-национальному
В Украине утверждена национальная шкала кредитных рейтингов
1 апреля 2004 г. специальным распоряжением Кабмина была утверждена национальная шкала кредитных рейтингов и их деление. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку до начала мая должна определить список агентств, уполномоченных проводить рейтинговую оценку.
Отныне украинские кредитные рейтинги будут разделены на две категории: инвестиционного и спекулятивного уровня. По временным показателям такие рейтинги будут подразделяться на краткосрочные, характеризующие кредитный риск на срок до одного года, и долгосрочные – на период свыше года.
Долгосрочные рейтинги инвестиционного уровня по мере уменьшения кредитоспособности будут расположены следующим образом: uaAAА, uaAA, uaA и uaBBB. Для спекулятивного уровня была придумана такая шкала: uaBB, uaB, uaCCC, uaCC, uaC и uaD. Шкала краткосрочных рейтингов делится только на три уровня. В распоряжении правительства отмечается: в рейтингах должен быть использован прогноз, который также делится на три группы: позитивный, стабильный или негативный.
До принятия распоряжения Кабмина в нашей стране действовало пять компаний, называвших себя рейтинговыми агентствами. Самая крупная из них – фирма «Кредит-Рейтинг». Она же – первое украинское рейтинговое агентство. «Кредит-Рейтинг» определяла присваивающие рейтинги по национальной шкале с 2001 г. В 2003–2004 гг. компания присвоила краткосрочный кредитный рейтинг uaBBB займу и выпуску облигаций на сумму 25 млн. грн. запорожского муниципалитета.
Недавно горсовет Донецка подвел итоги тендера по выбору кредитного агентства для присвоения кредитного рейтинга городу. В конкурсе победила компания «Кредит-Рейтинг», оставив позади международное агентство Moody’s Investors Service. Отечественная компания будет присваивать рейтинг в связи с планируемым выпуском муниципальных облигаций на сумму 20 млн. грн.
По словам директора компании «Кредит-Рейтинг» Станислава Дубко, в Украине давно назрела необходимость в становлении национальных кредитных рейтингов. «Они нужны как инвесторам, так и потребителям услуг различных финансовых организаций – банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.д. Ведь люди несут в эти компании свои деньги и имеют полное право знать их рейтинги, как это происходит во всем цивилизованном мире», – отмечает г-н Дубко.
Заказчиками подобных рейтингов могут быть сами компании, желающие создать позитивный имидж среди коллег и потребителей услуг. В этом случае компании обязаны как бы «раскрыться» перед рейтинговым агентством и предоставить всю необходимую информацию. Также могут рейтинговаться и активы компаний.
Предстоит большая работа по созданию рейтингов негосударственных пенсионных фондов, перерегистрация которых началась в этом году. Станислав Дубко считает: «Необходимо работать с каждым видом вложений и давать ему оценку». Наиболее «прорейтингованными» являются банковские учреждения и страховые компании. Однако в целом работа в этом направлении еще только начинается.
Громов О. Оценивать будем по-национальному // Власть и политика. - 2004. - N 15. - 9-15 апр. - С.4