Кредитний рейтинг Мирноградської міської територіальної громади підтверджено на рівні uaBBB Кредитний рейтинг АТ «АЛЬТБАНК» підвищено до рівня uaАА Кредитний рейтинг випуску облігацій ТОВ «МАНІВЕО ШВИДКА ФІНАНСОВА ДОПОМОГА» підтверджено на рівні uaА Кредитний рейтинг АТ «УКРАЇНСЬКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦІЇ ТА РОЗВИТКУ» підтверджено на рівні uaА+ Рейтинги надійності банківських депозитів оновлено Кредитний рейтинг міста Запоріжжя підтверджено на рівні uaАА- Кредитні рейтинги ТОВ «ЕСКА КАПІТАЛ» пдтверджено на рівні uaАА-

Головна »  Аналітика »  Аналітика

Аналітика

15.01.2009

Доценко-Белоус Н.: Фонды операций с недвижимостью: скрытые возможности

Фонд операций с недвижимостью (далее ФОН) имеет более чем четырех летний период существования, в течение которого он был определен одним из четырех разрешенных способов финансирования строительства жилья. Несмотря на это, механизм не был до конца изучен и испробован на практике. Аналитики его не рассматривали по причине того, что он не содержит прямого пути к будущей недвижимости, а практики предпочитают дублировать опыт и ошибки первопроходцев, чрезмерно увлекаясь  прозрачным механизмов целевых облигаций.

Критическим оказался 2008 год, когда из четырех разрешенных способов финансирования строительства, определенных статьей 4 закона Украины "Об инвестиционной деятельности", единственным многообещающим и не зарегулированным остался ФОН-механизм.

Получилось это в результате того, что:

(а) с 13 апреля 2008 года вступили в силу ограничения на объем эмиссии целевых облигаций (статья 8 закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке"), что усугубилось неопределенностью в процедурах их погашения, вызванных Решением ГКЦБФР 505 от 21 мая 2008 года.
(б) фонды финансирования строительства так и не смогли справиться с возрастающими доходами застройщиков и их оптимизацией;
(в) ИСИ не научились торговать имущественными правами без целевых облигаций;
(г) пенсионные фонды так и не стали финансовым посредников на рынке инвестирования строительства жилья.

ФОН является разновидностью финансово-кредитных механизмов, позволяющих обеспечить привлечение средств физических и юридических лиц с целью финансирования строительства жилья. При этом ФОН не является юридическим лицом, а представляет собой средства, полученные в управление, а также недвижимость и прочее имущество, имущественные права и доходы, приобретенные от управления этими средствами. Стратегии применения ФОН в строительстве ориентированы на обеспечение самофинансирования строительных проектов замкнутого цикла.

Сфера применения ФОН

Исходя из положений статей 1 Закона N 978-IV финансово-кредитные механизмы, включая фонды операций с недвижимостью, создаются для финансирования строительства жилья.

Жилье не имеет специального определения в Законе N 978-IV, однако определяется нормами гражданского законодательства (статьей 379 Гражданского кодекса Украины) как жилой дом, квартира, прочее помещения, предназначенное и пригодное для постоянного проживания в нем.

Однако, несмотря на направленность механизма на финансирования строительства жилья, суть механизма раскрывается через понятие "объект строительства".

Объект строительства - это здания, сооружения или комплекс сооружений, строительство которых организует застройщик, и финансирование строительства которых осуществляет управитель за счет полученных в управления средств.

Если следовать положениям Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, то мы придем к выводу, что объектом строительства, согласно приведенному определению из статьи 2 Закона N 978-IV, могут быть нежилые объекты. Подтверждению этому служат следующие положения классификатора:

Сооружения это строительные системы, связанные с землей, которые созданы из строительных материалов, полуфабрикатов, оборудования в процессе выполнения разных строительно-монтажных работ.

Здания это сооружения, которые состоят из несущих и ограждающих конструкций, которые создают надземные или подземные помещения, предназначенные для проживания или пребывания людей, размещения оборудования, животных, растений, а также предметов;

К зданиям относятся: жилые дома, общежития, отели, рестораны, торговые здания, промышленные сооружения, вокзалы, здания для публичных выступлений, для медицинских заведений.

Вывод о возможности использования ФОН для финансирования строительства объектов нежилого фонда также подтверждается определением термина "объект инвестирования", приведенного в статье 2 Закона N 978-IV.

Объект инвестирования - квартира или помещение социально-бытового назначения (встроенные в жилые дома или отдельно расположенные нежилые помещения, гаражный бокс, машиноместо и т.д.) в объекте строительства, которое после завершения строительства становится отдельным имуществом.

Таким образом, сопоставив положения Закона относительно объектов, которые могут быть использованы в ФОН, можно прийти к следующим выводам:

  • Нежилые здания и сооружения, включенные в один проект с жилыми объектами, могут быть объектом ФОН;
  • Нежилые отдельно стоящие объекты (без жилья) не могут быть объектом ФОН;
  • К числу жилья относятся здания, регистрируемые в БТИ как нежилые объекты (помещения), но предназначенные для проживания, например, рекреационные объекты и т.д., соответственно они могут быть объектами ФОН
  • Встроенные, пристроенные нежилые помещения в жилом многоквартирном доме могут быть объектом ФОН.

Рассматривая вопрос о сфере применения ФОН-механизмов, нельзя не отметить потенциал ФОН в части управления завершеннойстроительством недвижимостью

Согласно статье 27 Закона N 978-IV система функционирования ФОН предусматривает осуществление управителем операций с завершенной строительством и оформленной в доверительную собственность управителя недвижимостью.

Под "операциями с недвижимостью" в законе подразумеваются действия управителя ФОН относительно финансирования строительства недвижимости для дальнейшего ее использования с целью получения прибыли путем осуществления с этой недвижимостью следующих операций: передачу в платное  пользование третьим лицам, продажу, осуществления  иных операций, не запрещенных законодательством (статья 29 Закона N 978-IV).

Однако для использования ФОН с целью управления недвижимостью должны быть выдержаны следующие условия:

1. эксплуатируемая недвижимость должна быть результатом строительства и финансирования с использованием ФОН. Это означает, что на этапе строительства, до принятия объекта в эксплуатацию, застройщик должен заключить договор с управителем относительно его сооружения и финансирования согласно статье 9 Закона N 978-IV. В свою очередь управитель должен выпустить сертификаты ФОН, разместить их среди доверителей (инвесторов), а привлеченные средства направить на финансирования строительства. При этом этап строительства, с которого или до которого может быть запущен механизм, действующим законодательством не ограничивается.
2. завершенный строительством объект должен быть оформлен на управителя;
3. управитель будет выступать арендодателем;
4. срок осуществления операций с недвижимостью в рамках ФОН ограничен сроком, определенным Управителем при эмиссии сертификатов ФОН. В то же время срок существования эмиссии сертификатов ФОН не ограничен.

Таким образом, ФОН механизм может стать альтернативой для арендных отношений, базирующихся на договоре между собственником-арендодателем и арендатором, и позволяющем избежать возникновение валового дохода, учитывая положения пункта 4.2.8. Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"

Создание ФОН

Создание ФОН происходит при участии следующих лиц в такой последовательности:

1 этап Создание управителя ФОН (регистрация, получение лицензии). Управитель ФОН это банк или другое финансовое учреждение, имеющее лицензию на осуществления данного вида деятельности (деятельности по привлечению средств физических и юридических лиц с обязательствами относительно их последующего возвращения). Управление ФОН это исключительный вид деятельности не совместимый с другими видами деятельности.

2 этап Вступление в договорные отношения с застройщиком лицом, которое согласно законодательству имеет право на осуществления функций заказчика строительства. На данном этапе предполагается заключение между застройщиком и управителем следующих договоров:

1) Договор, по которому управитель заказывает настройщику строительство одного или нескольких объектов строительства, введение их в эксплуатацию и передачу объектов инвестирования учредителям этого фонда (доверителям) на условиях, определенных Законом и Правилами ФОН.
2) Акта приема-передачи объектов инвестирования в ФФС. По данному акту в фонд финансирования строительства передается та часть строящейся недвижимости, которая закреплена за Инвестором и включает часть для коммерческих продаж и часть для отселяемых жильцов;
3) Договор ипотеки, предметом которого является ипотека объекта незавершенного строительства. Использования в качестве предмета договора ипотеки объекта незавершенного строительства, позволяет минимизировать риски со стороны Обсерватории и государственных органов в части принятия этого имущества в государственную собственность. Более того, при нарушении застройщиком своих обязательств по договору о сооружении, управитель вправе обратить взыскание на предмет ипотек, в том числе путем внесудебного взыскания согласно статье 33 Закона Украины "Об ипотеки" на основании договора об удовлетворении требований кредиторов (части договора ипотеки или отдельного документа). Приобретение в собственность объекта незавершенного строительства как объекта недвижимости дает право Инвестору получить в пользование земельный участок под приобретенной недвижимостью согласно статье 120 Гражданского кодекса Украины.
4) Договор отступления имущественных прав на объект строительства, заключенным под отлагательным условием;
5) Договор о передачи функций застройщика, заключенному под отлагательным условием;
6) Безотзывной доверенности

3 этап Управитель получает разрешение от Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг на выпуск сертификатов ФОН, руководствуясь Распоряжением Госфинуслуг от 29 июля 2004 года N 1866. Разрешение финансовые учреждения получают один раз, и его действие распространяется на все последующие эмиссий сертификатов ФОН. Обязательными условиями, выполнение которых позволяет финансовой компании получить разрешение на выпуск сертификатов ФОН, являются следующие:

  • Размер собственного капитал управителя постоянно поддерживается  на уровне 5 миллионов гривен в соотношении с активами фонда 1 к 50.
  • Управитель существует не менее шести месяцев и на протяжении этого периода  соблюдает норматив ликвидности, платежеспособности. Норматив ликвидности рассчитывается как соотношение общей суммы денежных средств, их эквивалентов и текущих инвестиций управителя к его текущим обязательства и не должен быть меньше 0,1; Коэффициент платежеспособности отношение суммы собственного капитал к сумме его активов и не должен быть меньше 0,1
  • Значение коэффициента финансового риска на дату предоставления заявления не должно превышать 10
  • На протяжении двух лет к управителю не применялись меры воздействия  Госфинуслуг;
  • Эмитент разработал Правила ФОН, договор управления имуществом
  • Управитель заключил договор с застройщиком;
  • Управитель имеет квалифицированных сотрудников, которые должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет в сфере осуществления строительной деятельности, и квалифицированные кадры, которые непосредственно осуществляют управление активами;
  • Управитель должен быть обеспечен соответствующим помещением;

4 этап - Управитель осуществляет выпуск и регистрацию сертификатов ФОН, разрабатывая Правила ФОН, инвестиционную декларацию и проспект эмиссии сертификатов ФОН. Порядок выпуска сертификатов ФОН урегулирован Решением ГКЦБФР от 4 октября 2005 года N 511.

Сертификат ФОН это ценная бумага, которая удостоверяет право ее собственника на получение дохода от инвестирования в операции с недвижимостью. Выпуск сертификатов ФОН может быть осуществлен при выполнении следующих условий:

  • Общая номинальная стоимость сертификатов ФОН, выпущенных эмитентом, не может превышать 50-кратного размера собственного капитала эмитента;
  • Объем эмиссии сертификатов ФОН должен быть не менее 100 тысяч евро по курсу НБУ на день принятия решения об эмиссии сертификатов ФОН.

ФОН считается созданным с момента утверждения Правил ФОН и заключения договоров с Застройщиком. Уже созданный фонд, от имени которого действует Управитель, приступает к реализации схемы финансирования жилищного строительства. Классический, определенный законом вариант финансирования предполагает, что ФОН создается не только для финансового обеспечения строительства, но и для осуществления операций с недвижимостью, к числу которых относятся передача в аренду недвижимости, ее отчуждение и т.д. При этом собственник сертификата ФОН может рассчитывать только на денежное погашение сертификата ФОН после окончания срока, на который был создан ФОН согласно статье 37 Закона Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью", в случае, если стоимость активов больше стоимости обязательств фонда.

Учитывая такую законодательную специфику фонда, классический вариант механизма пока не применяется для целей финансирования жилищного строительства с привлечением средств третьих лиц.

Для продажи строящейся недвижимости через ФОН прибегают к следующим вариантам

Вариант 1 "Продажа сертификатов ФОН через венчурный фонд"

Вариант предполагает осуществление следующих действий:

(1) Управитель размещает сертификаты ФОН по номинальной стоимости на венчурный фонд, от имени которого действует КУА, при условии, что в активах фонда могут быть сертификаты ФОН в соответствии с регламентом паевого венчурного фонда
(2) КУА от имени ВФ отчуждает сертификаты ФОН  (по продажной стоимости недвижимости) инвестору  с одновременным закреплением за инвестором помещения на основании и договора, заключаемого с застройщиком.
(3) После завершения строительства застройщик и инвестор осуществляют мену сертификатов ФОН на помещение, что позволяет Инвестору получить в собственность вновь построенную недвижимость.

Вариант 2 "Продажа  имущественных прав через ФОН"

Данный вариант предполагает осуществление следующих действий:

(1) Регистрация управителем или отдельным эмитентом закрытого выпуска сертификатов ФОН. В отличие от облигаций закрытые выпуски сертификатов ФОН имеют исключительно ограниченный круг лиц для размещения, и неограниченный круг лиц обращения (по аналогии с инвестиционными сертификатами).
(2) Размещение сертификатов ФОН на стратегических инвесторов, среди которых оптимально избрать физических лиц и компанию по управлению активами, действующую в интересах венчурного фонда. Цель подобного размещения сводится к оптимизации доходов, полученных собственниками сертификатов. Это объясняется тем, что налоговые обязательства физических лиц, полученные с доходов по инвестиционным сертификатам, сводятся к 5% налога с доходов физических лиц согласно пункту 7.2. Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц", а доходы венчурных фондов (ИС) освобождены от налога на прибыль согласно пункту 4.2.8. Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" и не являются объектов налогообложения НДС согласно пункту 3.2.1. Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц". Обращаем Ваше внимание, что срок размещения закрытого выпуска сертификатов ФОН не должен превышать двух месяцев согласно статье 32 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке"
(3) Привлечение покупателей путем заключение между управителем, действующим в интересах ФФС договора купли-продажи имущественных прав на строящиеся квартиры. Средства, полученные управителем, не включаются в валовой доход согласно пункту 4.2.8. Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". А вот с налоговыми обязательствами по НДС ситуация посложнее. Поскольку, если управитель сумеет доказать, что последующая поставка квартиры, которая состоится после принятия объекта строительства в эксплуатацию, будет являться второй поставкой жилья, то ему  удастся воспользоваться пунктом 5.1.20 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" и избежать возникновения налоговых обязательств по НДС.  При этом объективно первой поставкой является поставка имущественных прав от застройщика управителю согласно статье 9 Закона N 978-IV, а  вторичной поставкой поставка имущественных прав покупателю.

Альтернативное доказывание отсутствия НДС основывается на приравнивание данного договора к договору отступления права требования, при котором отсутствует переход права собственности, а соответственно отсутствует налогооблагаемые НДС операции согласно пункту 3.2.5. Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".

(4) Завершение строительства и выполнение договоров купли-продажи имущественных прав путем передачи управителем квартиры на основании акта приема-передачи с обеспечением последующего оформления прав собственности на квартиру на покупателя.
(5) Средства, аккумулированные на ФОН, выплачиваются как дивиденды собственникам сертификатов ФОН на выполнение статьи 37 Закона N 978-IV.
(6) Досрочное прекращение ФОН в связи с выкупом управителем всех сертификатов ФОН и аннулированием эмиссии.

Вариант 3 "Продажа опционов через ФОН"

Цель варианта сводится к оптимизации налоговых последствий по налогу на добавленную стоимость, неизбежно возникающего в случае продажи объектов нежилого фонда. В связи с чем, востребованной становится двойственная природа опциона, включающая в себя премию (стоимость ценной бумаги, не являющуюся объектом налогообложения НДС согласно пункту 3.2.1. Закона Украины "Об НДС") и стоимость базового актива (товара, валютной ценности, ценных бумаг, являющуюся объектом налогообложения НДС). Алгоритм действий заинтересованных лиц в этом случае сводится к следующему:

(а) Создание ФОН, выпуск и размещение сертификатов ФОН;
(б) Выпуск финансовой компанией опционов на поставку недвижимости по себестоимости;
(в) Продажа третьим лицам опционов с закреплением прав на поставку недвижимости. На данном этапе часть средств в оплату недвижимости направляется в качестве оплаты премии опциона, а часть средств, приравненная к себестоимости будущей недвижимости, перечисляется как гарантийная сумма по предварительному договору купли-продажи недвижимости;
(г) Завершение строительства, принятие объекта строительства в эксплуатацию и выполнение опционов. Завершающий этап предполагает передачу покупателям предъявляющим опционы объектов недвижимости на основании договора купли-продажи недвижимости.

Таким образом, скрытый потенциал ФОН- механизмов, превосходящий по своему масштабу возможности и ФФС и целевых облигаций, можно считать недооцененным. И подтверждением тому, являются только несколько эмиссий сертификатов ФОН, которые были зарегистрированы по состоянию на январь 2008 года.

Наталия Доценк-Белоус

К началу страницы

МОНІТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 років

Архів

Пошук рейтинга

Form

розширений пошук

розгорнути

сгорнути