Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

16.12.2002

КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Роль и место поступлений от приватизации в бюджете Украины.

Рассмотрение Государственного бюджета на 2003 год перенесено на конец декабря. На фоне разногласий между Кабинетом Министров и бюджетным комитетом Верховной Рады относительно оценки основных параметров бюджета (см.справку), обращает внимание разница в подходах по отражению приватизационных поступлений в бюджете при одинаковой оценке собственно количественного показателя таких поступлений (2101,2 млн. грн.). Рассмотрим, как эти подходы могут отразиться на главном финансовом документе страны на предстоящий год и ходе его исполнения. Напомню, что провал приватизационных планов на текущий год и возникший дефицит бюджета уже спровоцировали существенное увеличение внутреннего государственного долга за счет выпуска и размещения облигаций.

Государственный бюджет Украины состоит из доходной части, расходной части и раздела финансирования. Ресурсы бюджета балансируются таким образом, чтобы объем доходов, поступлений от приватизации и заимствований равнялся объему расходов бюджета и расходов на погашение государственного долга.

Бюджетный комитет настаивает на отражении поступлений от приватизации в составе доходной статьи бюджета. Следует отметить, что такой подход не согласуется с международной практикой и не способствует глубокому пониманию стабильности источников доходов государственного бюджета. Давайте рассмотрим, почему более целесообразным является исключение поступлений от приватизации государственного имущества из раздела доходной части бюджета и их учет в разделе "Финансирование". Такой подход, предложенный Кабинетом Министров, поясняется отображением раздела "Финансирование" под так называемой "линией бюджетного баланса".
 
Чтобы четко представить, что имеется в виду под линией бюджетного баланса, следует рассмотреть баланс доходов и расходов бюджета, положительное или отрицательное значение которого образовывает соответственно дефицит  бюджета, покрываемый за счет бюджета, или профицит, направляемый на финансирование бюджета.

Доходная часть бюджета включает налоговые и неналоговые доходы, а к расходной части относятся текущие и капитальные расходы. Разница этих операций характеризует финансовые потребности правительства. В состав операций, проведение которых необходимо для покрытия финансовых потребностей, включаются все операции с финансовыми активами и обязательствами. Дефицит под линией бюджетного баланса показывает, какая часть расходов не обеспечена текущими поступлениями и требует других, отличных от доходов, источников, то есть привлечения средств или направления части активов государства на финансирование. Одним из видов последней операции является приватизация государственного имущества, в результате которой происходит изменение объемов финансовых активов правительства с превращением их в другой актив - денежную наличность.

В соответствии со статьей 29 Бюджетного кодекса Украины к доходам Государственного бюджета относятся средства от продажи активов, которые принадлежат государству. Рассмотрим экономическую природу поступлений от приватизации государственного имущества. Операции с финансовыми активами нужно относить или к активам, прибытие (убытие) которых является составной частью государственной политики, или к активам, которые покупались (реализовывались) с целью управления ликвидностью. Поскольку приватизация происходит по решению правительства, ее следует рассматривать как операцию, которая проводится с целью реализации государственной политики.

Учитывая вышеизложенное, поступления от приватизации не являются доходами, поскольку доходы - это поступления в бюджет, которые увеличивают чистые активы государства, а приватизация отображает обмен одного вида активов (материальный актив) на другой (денежная наличность) и не приводит к увеличению активов. Итак, приватизация - это нейтральная операция с точки зрения баланса финансовых ресурсов государства.

Другой причиной целесообразности включения доходов от приватизации в раздел "Финансирование" является то обстоятельство, что поступления от приватизации ограничены во времени, то есть в определенный момент они закончатся. При включении приватизационных поступлений в статью доходы бюджета, после завершения процесса приватизации относительная величина доходов бюджета может реально уменьшиться в сравнении с минувшими годами за счет прекращения приватизационных поступлений. Только учет таких поступлений в разделе "Финансирование" позволяет адекватно отслеживать текущее состояние бюджетных финансов и изменение доходов государства, которые оно получает из постоянных источников, таких как, например, налоговые поступления. Более того, включение поступлений от приватизации в доходы бюджета создает неверное впечатление о стабильности государственных финансов.

Прогнозируя определенный уровень поступлений от продажи объектов приватизации, всегда существует риск недополучения этих средств ввиду  невыполнения программы приватизации в запланированном объеме. Это связано с тем, что планируемая цена продажи того или иного объекта может изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка. В результате, бюджет может утратить запланированные доходы и возникнет потребность в сокращении программных расходов, что и случилось в текущем году.

Бюджетная резолюция профильного комитета Верховной Рады предусматривает включение поступлений от приватизации в доходы бюджета при соблюдении бездефицитности бюджета. Исполнение такого требования может иметь следующие негативные последствия:

  • "раздувание" объема бюджета, то есть принятие нереального бюджета с неоправданно завышенными доходами и дополнительными расходами;
    скрытый дефицит бюджета в случае недополучения средств от приватизации;
  • сокращение программных расходов государства или осуществление дополнительных заимствований для финансирования таких расходов;
    рост социального напряжения из-за невозможности финансирования запланированных государством социальных программ;
  • увеличение государственного долга и долговой нагрузки на государственный бюджет;
  • необходимость осуществления дополнительных заимствований с целью погашения в полном объеме государственного долга в 2003 году;
  • ухудшение долговой ситуации и создание условий для раскручивания новой финансовой пирамиды.

Вышеуказанные причины, а также экономическая природа поступлений от приватизации диктуют необходимость исключения их из доходов бюджета, что не противоречит действующему законодательству Украины и полностью отвечает принципам международной методологии статистики государственных финансов.

Станислав Дубко
директор компании "Кредит-Рейтинг"

СПРАВКА

Вариант бюджета, предложенный Кабинетом Министров для 2 чтения (тыс. грн.)

Доходы 49 036 466,7
Расходы 49 852 143,5
Дефицит -815 676,8
 
Финансирование 815 676,8
Заимствования 7 294 015,6
Поступления от приватизации 2 101 240,0
Погашение долга 8 579 578,8

Вариант Верховной Рады, принятый во 2 чтении (тыс. грн.)

Доходы 54 766 901,4
(в т.ч. поступлення от  приватизации 2 101 240,0)
Расходы 54 199 011,4
Профицит 567 890,0
 
Финансирование -567 890,0
Заимствования 8 376 688,8
Погашение долга 8 944 578,8

развернуть

свернуть