Кредитный рейтинг Мирноградской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «АЛЬТБАНК» повышен до уровня uaАА Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

22.04.2010

Охота на оптимизаторов

На вопросы «Деловой столицы» отвечает ведущий финансовый аналитик агентства Алексей Капустинский

ГНАУ планирует дополнительно к существующей налоговой отчетности страховщиков ввести расшифровку сумм контрагентов по входящему внутреннему перестрахованию. По мнению ГНАУ, такой шаг позволит сократить объемы налоговой минимизации.

Насколько эффективной, с Вашей точки зрения, будет такая мера? Каковы последствия ее введения?

Сложно говорить, эффективной будет эта мера или нет. Ее нельзя рассматривать отдельно от других предложений, готовящихся налоговой администрацией. Проблема минимизации – комплексная. Подойти к ее решению могли бы помочь, например, четко прописанные критерии: при каких параметрах внутреннее перестрахование можно считать таким, что проводится по нерыночным условиям, каковы признаки уклонения от уплаты налогов? Неприемлем поход, когда обществу навязывается тезис, что все перестрахование – это, как правило, уход от налогообложения. Можно говорить об отдельных видах. И они используются не столько для уклонения от уплаты налогов, сколько для вывода средств. Например, в 2008-2009 гг. таковым было страхование кредитов, в ощутимо меньшей степени – страхование имущества.

Налоговую интересует расшифровка деталей платежей по каждому договору входящего перестрахования от резидентов. Если так, то нужно смотреть аналогичные данные по договорам исходящего перестрахования в пользу резидентов. Суммы премий, полученные всеми страховщиками-резидентами по входящему перестрахованию, и суммы премий, уплаченные также всеми участниками рынка по исходящему перестрахованию, в идеале, должны совпадать. Причем, по каждому виду страхования. Расхождение может возникать в следующем случае: платеж по исходящему перестрахованию в пользу перестраховщика-резидента прошел в одном отчетном периоде (например, в конце декабря), а этот перестраховщик отобразил этот платеж (уже как платеж по входящему перестрахованию от перестрахователя-резидента) в другом отчетном периоде (в начале января).

Интересно, что в последние три года по рынку в целом все суммы премий, переданные по исходящему перестрахованию, на 25-30% превышали аналогичные суммы премий, но уже принятые по входящему перестрахованию. В 2005 году превышение составляло почти 50%, а в 2006 году – только 3%.

Иными словами, если и анализировать более пристально, то необходимо изучать и подробности «выхода» платежей от украинских страховщиков по исходящему перестрахованию в пользу компаний-резидентов, а не только детали «прихода» этих платежей по входящему перестрахованию.

Таким образом можно будет определить более подробные детали операций участников рынка с «плохими» (в глазах налоговой) страховщиками, в отношении которых существует угроза банкротства, либо которые по минимуму платят налоговые отчисления, либо имеют иные проблемы с законом. В дальнейшем аналитика по операциям внутреннего перестрахования может послужить аргументом для ГНАУ:

  • либо при отстаивании позиции, что страховщики должны платить 3% налога со всех платежей (а не так, как в настоящий момент, когда налог берется с валовых платежей, уменьшенных на сумму премий, переданных в перестрахование);
  • либо при прописывании подробностей перевода страховых компаний на систему налогообложения прибыли.

Отчасти параметры платежей по исходящему и входящему перестрахованию, которые проводит страховщик с каждым своим контрагентом, указываются в отчетности, которая подается участниками страхового рынка в Госфинуслуг (раздел 5 Отчетных данных страховщиков, касающийся перестрахования). Налоговая и Комиссия могли бы наладить внутреннее взаимодействие в части более пристального анализа данных из этого раздела, усовершенствовать его по форме (запрашивать даты заключения договоров, сроки их действия и пр.).

Насколько часто, по Вашим оценкам, операции внутреннего перестрахования используются для схем по минимизации налогов? Каким образом?

Достаточно часто. Подробности лучше расскажут представители страхового рынка. Страховщик перестраховывает риски у «полумертвой» компании (которая часто по законодательству не имеет права эти риски принимать), которая в скором времени ликвидируется или реорганизуется. Весьма нередко тот, кто застраховал эти риски у первого страховщика и тот, кто является собственником перестраховщика, – одни и те же лица, либо связанные лица. Первый страховщик платит меньше налогов (его база уменьшается на сумму, переданную в перестрахование), клиент (если это юридическое лицо) тоже в некоторой степени уменьшает базу налогообложения.

Насколько востребованными являются услуги компаний-минимизаторов со стороны предприятий в условиях кризиса?

Востребованы. Перед налоговыми органами ставится задача мобилизировать сборы в бюджет. В то же время, кризисные условия вынуждают экономить большинство представителей бизнеса. Поэтому практика (зачастую вполне законная) минимизации налогообложения стала более распространенной.

Алексей Капустинский
советник Генерального директора
источник: Деловая столица

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть