Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

19.01.2010

«Елена Самойлова: Даже с большими долгами страны Еврозоны будут привлекательнее для инвесторов, чем Украины»

На вопросы газеты «Комментарии» отвечала начальник отдела муниципальных рейтингов агентства Елена Самойлова

Каковы причины снижения международными рейтинговыми агентствами рейтингов Греции и Испании? Какие страны Евросоюза могут подвергнуться снижению рейтингов вслед за ними? В связи с чем?

Кредитные рейтинги Греции и Испании были снижены вследствие существенного роста дефицита государственного бюджета и наращивания долговой нагрузки. А именно, уровень дефицита государственного бюджета Греции по результатам 11месяцев 2009года достиг 12,7% ВВП, Испании– 11% ВВП (в 2008году 5% и 3,8%, соответственно). При этом, по данным международных экспертов, уровень государственного долга Греции по итогам 2009года составит 113% по отношению к ВВП, а в 2010 году может достичь 120% ВВП. Необходимо отметить, что приемлемым считается уровень долговой нагрузки, не превышающий 60% ВВП (для справки: в 2010году по прогнозам украинского правительства уровень государственного долга Украины составит 48,4% ВВП).

Ухудшение показателей государственного бюджета и, соответственно, уровня кредитоспособности центральных правительств Греции и Испании связано, прежде всего, со снижением налоговых поступлений в результате продолжающегося экономического спада, при одновременном росте объема бюджетных расходов. Катализаторами роста расходной части государственного бюджета во время финансово-экономического кризиса явились: усиление финансовой поддержки банковской системы со стороны государства, а также противоциклическая политика центральной и региональных властей, направленная на поддержку за счет бюджетных ресурсов отдельных отраслей экономики. Реализация государственной антикризисной политики с одной стороны позволяет сохранить жизнеспособность финансовой системы, обеспечить деятельность стратегически важных предприятий, обеспечить рабочие места и социальную стабильность, а с другой стороны, в случае затянувшейся рецессии, может привести к наращиванию до критического уровня объемов государственного долга.

Международные рейтинговые агентства прогнозируют существенный рост долговой нагрузки и других стран Европейского союза, в том числе тех, рейтинги которых соответствуют наивысшему уровню «ААА». По прогнозам агентства Fitch в случае сохранения высокого уровня бюджетного дефицита государственный долг Великобритании на протяжении последующих 3-х лет может увеличиться до 100%ВВП, а показатели государственного долга Франции и Германии достигнут уровня 90% ВВП на протяжении ближайших 5-ти лет. При этом рейтинговые агентства полагают, что гибкая финансовая политика, наличие «резервной валюты» и статус «эталонного заемщика», обеспечивающий свободный доступ к финансированию, дают возможность сохранить высокий уровень кредитоспособности этих стран.

Насколько реальна угроза дефолта в странах-членах ЕС (например, той же Греции)?

Суверенные заемщики большинства стран Евросоюза имеют высокую кредитоспособность, что отражают и уровни присвоенных им рейтингов, которые относятся, в основном, к категориям «ААА» и «АА». Последствия финансово-экономического кризиса отразились на уровне кредитоспособности суверенных правительств. В частности были снижены кредитные рейтинги Испании, Ирландии, Греции, ухудшены прогнозы по рейтингам Португалии и Новой Зеландии. Тем не менее, даже после негативных рейтинговых действий, агентства сохранили уровни рейтингов стран Европейского союза в инвестиционной категории, что свидетельствует о более низкой вероятности дефолта, чем у эмитентов, рейтинги которых соответствуют спекулятивной категории.

Повлияет ли снижение рейтингов на решения правительств этих государств относительно пересмотра проводимой политики наращивания дефицита? Существуют ли альтернативные возможности (кроме наращивания дефицита) финансовой поддержки экономик?

На сегодня правительством Греции уже разрабатываются меры по улучшению состояния государственных финансов и снижению долговой нагрузки. Правительство планирует снизить бюджетный дефицит путем повышения уровня собираемости налогов и усиления контроля использования бюджетных средств. Планируется также проведение налоговой реформы, что приведет к росту объема бюджетных поступлений. При этом рост фискальной нагрузки в условиях финансово-экономического кризиса может оказать негативное влияние как на финансовое состояние отдельных субъектов хозяйствования, так и на социально-экономическое развитие страны в целом. Вероятно, что в случае сохранения слабой динамики наполнения доходной части государственного бюджета, правительство будет вынуждено прибегнуть к таким непопулярным мерам как сокращение расходной части, хотя бюджетные показатели на 2010год такого варианта не предусматривают.

Допускаете ли Вы, что на фоне снижения рейтингов (а также потенциальной возможности их снижения) стран-членов ЕС, ситуация в Украине будет выглядеть в глазах инвесторов не столь плачевно и повысит ее привлекательность?

Необходимо отметить, что кредитный рейтинг Украины, как и большинства стран развивающихся рынков, относится к спекулятивному спектру рейтинговой шкалы. Поэтому незначительное снижение в пределах инвестиционной категории кредитных рейтингов отдельных стран Еврозоны, не может оказать существенного влияния на повышение инвестиционной привлекательности Украины. Кроме того, на протяжении 2009года кредитные рейтинги Украины и рейтинги странового потолка также неоднократно снижались, что было связано с ухудшением экономических показателей, ростом дефицита Государственного бюджета, ухудшением доступа к внешним финансовым ресурсам.

Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и компания CRG Capital объявили о создании фонда, который будет выкупать доли в предприятиях стран Центральной и Восточной Европы, испытывающих финансовые трудности. Каковы шансы, что часть денег международных организаций будет направлена на спасение украинских предприятий?

Насегодня объем средств, которым располагает фонд, составляет 36млн.евро, а за счет привлечения новых инвесторов планируется увеличить активы фонда до 200млн.евро. Ожидается, что квота Украины составит около 15% от указанного объема. Данная сумма, в масштабах потребностей украинских предприятий в инвестиционных ресурсах, не велика. Кроме того, задекларированная цель создания фонда CEE Special Situations Fund– выкуп проблемных активов в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в Украине. Таким образом, средства фонда могут быть фактически направлены на улучшение качества инвестиционных портфелей инвесторов, в первую очередь иностранных, а не на поддержку отечественных предприятий, испытывающих трудности в результате экономического спада.

Елена Самойлова
директор департамента рейтинговых исследований
источник: Комментарии

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть