Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

08.07.2009

«Налоговая реформа в условиях кризиса: ожидания и опасения»

На вопросы журнала «Комментарии» отвечает начальник отдела муниципальных рейтингов Самойлова Елена

Имеются ли в мировой практике случаи удачного проведения налоговой реформы в период спада экономики (кризиса)?

Анализ временных рамок проведения успешных реформ системы налогообложения свидетельствует, что кризисные ситуации, как правило, являлись катализаторами необходимых налоговых преобразований. В то же время успешные реформы налогового законодательства не проводились непосредственно во время самого кризиса.

В частности последствия первой мировой войны способствовали утверждению в декабре 1919 г. Имперских правил налогообложения, которые ознаменовали начало крупнейшей налоговой реформы в Германии.

Экономические кризис, начавшийся в конце 1973 года, способствовал последующему росту государственных расходов США на финансирование экономической, социальной и военно-политической деятельности, следствием чего стал рост нагрузки на государственный бюджет. Это в свою очередь способствовало принятию Конгрессом США, по инициативе администрации президента Рейгана, в 1981 году программы реформирования системы прямого налогообложения.

Новая система налогообложения Швеции, необходимость реформирования которой возникла в связи с негативными тенденциями, наметившимися в шведской экономике во второй половине 80-х гг. (позже, чем в других развитых странах), была одобрена Парламентом в июне 1990 года и вступила в силу с 1 января 1991 года.

Налоговые реформы в Великобритании проходили в 1965, 1973 годах, а значительные изменения, в местном налогообложении, произошли в 90-х годах.

Таким образом, мировой позитивный опыт проведения налоговых реформ свидетельствует, что экономический кризис, как правило, предшествует процессу реформирования систем налогообложения.

 

Насколько обоснованным и логичным именно для Украины будет решение о внедрении налоговой реформы (в т.ч. принятие Налогового кодекса) в нынешней ситуации? Какие риски несет в себе изменение фискальной политики в период кризиса? Ваше мнение: стоит ли затевать глобальные налоговые пертурбации сейчас либо для этого лучше дождаться окончания кризиса?

На сегодняшний день вопрос налогообложения в Украине не является полностью урегулированным. А именно, налоговое законодательство представляет собой перечень разноуровневых нормативно-правовых актов, что существенно усложняет как осуществление налоговой политики государством, так и осуществление хозяйственной деятельности налогоплательщиками. Кроме того, в перечень налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории Украины, входит ряд неэффективных платежей, которые не окупают даже расходы на их администрирование. В частности к ним относятся: отдельные местные налоги и сборы: сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор с собственников собак, курортный сбор и т.д. Разработка и введение Налогового кодекса, как комплексного документа, регулирующего все виды обязательных платежей, взимаемых на территории страны, направлены на систематизацию налогового законодательства, упрощение системы налогообложения, повышение ее прозрачности, что в результате должно способствовать снижению налогового давления на субъектов хозяйствования и созданию стимулов для экономического роста.

В свою очередь, изменения фискальной политики в период существенного экономического спада может ухудшить условия осуществления деятельности отдельных субъектов экономической деятельности. Например, для обеспечения целостности налоговой системы Стратегия реформирования налоговой системы Украины предусматривает отказ от упрощенной системы налогообложения. Безусловно, это будет способствовать обеспечению унификации налоговой системы и приведению ее норм в соответствии с принципами ЕС. При этом переход на единую систему налогообложения во время экономического спада может привести к ухудшению условий осуществления предпринимательской деятельности гражданами в результате роста налоговой нагрузки и, как следствие, снижению числа субъектов малого бизнеса, в котором занята значительная часть трудоспособного населения страны.

 

На каких ключевых моментах реформирования, по Вашему мнению, необходимо сосредоточить основное внимание в нынешних условиях (снижение ставок бюджетообразующих налогов, реформирование системы их администрирования, введение новых налогов, в т.ч. налога на недвижимость, реформа межбюджетных отношений и др.)? Какого эффекта следует ожидать от проведения налоговой реформы в период кризиса?

Реформирование налогового законодательства представляет собой комплексную программу, предусматривающую не только унификацию норм налогового законодательства, но и совершенствование институциональной среды налогообложения, в том числе путем совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении налоговой политики. Поэтому введение новых видов налогов или снижение ставок налогообложения без проведения комплекса мероприятий по совершенствованию системы администрирования не обеспечит запланированного эффекта, а именно оптимизации налоговой нагрузки на экономику страны при обеспечении сбалансированности бюджетных показателей.

Необходимо отметить, что для обеспечения наполнения доходной части Государственного бюджета в условиях экономического спада правительство может прибегать к таким непопулярным мерам, как повышение ставок по отдельным видам налогов, в частности в 2009 году был повышен акцизный сбор на отдельные виды товаров. В результате указанных изменений удельный вес поступлений от акцизного сбора в объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета Украины повысился с 5,6% в 2008 году до 9,1% в январе-июле 2009 года. Такая мера была осуществлена вне рамок реформирования налогового законодательства и направлена на покрытие дефицита бюджетных средств в результате невыполнения плана по поступлениям других бюджетообразующих налоговых платежей. т.е. дала сиюминутный и ощутимый эффект в виде роста объема поступлений в текущем бюджетном периоде. В свою очередь, эффекта от оптимизации ставок в рамках комплексного реформирования налогового законодательства следует ожидать в отдаленной перспективе, и он будет выражаться в повышении эффективности фискальной политики в результате расширения налоговой базы.

 

Какие факторы при нынешнем состоянии экономики и предприятий могут помешать успешному проведению налоговой реформы и достижению заявленных целей? Существуют ли на сегодняшний день в Украине концепции налогового реформирования, которые бы действительно помогли скорейшему восстановлению экономики (проект Налогового кодекса, зарегистрированный в ВР в прошлом месяце, предыдущие варианты)?

Стратегия налоговой реформы, одним из элементов реализации которой является принятие Налогового кодекса, разработана на период до 2018 года и предусматривает проведение поэтапных реформ, что дает возможность избежать резких изменений условий осуществления своей деятельности субъектами экономической деятельности, но при этом отдаляет во времени ожидаемый позитивный результат от реализуемых мероприятий.

Кроме того, высокие экономические риски, которые усугубились в результате экономического спада, могут нивелировать отдельные запланированные позитивные шаги по либерализации украинского налогового законодательства. А именно, ухудшение состояния национальной экономики, делает недостижимой в ближайшей перспективе цель существенно повысить ее привлекательность для иностранных инвесторов путем осуществления налоговых реформ.

 

К началу страницы

Елена Самойлова
директор департамента рейтинговых исследований
источник: Комментарии

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть