Кредитные рейтинги выпусков облигаций АО «ТРЕСТ ЖИЛСТРОЙ-1» подтверждены Кредитный рейтинг города Мелитополь подтвержден на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «АЛЬТБАНК» подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  О нас »  Исследования

Исследования

В сентябре 2010 г. рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» были подведены итоги исследования «Самая клиентоориентированная страховая компания», которое проводилось с целью повышения информированности потенциальных страхователей о наиболее типичных условиях страховых договоров для облегчения им процесса выбора страховой компании. По результатам были построены рэнкинги клиентоориентированности и определены компании, предлагающие наиболее выгодные для страхователей условия.

В процессе исследования были проанализированы страховые продукты 32 страховых компаний: 21 рисковой компании и 11 компаний, специализирующихся на страховании жизни. Лучшие компании определялись по 4 видам страхования: Автострахование (КАСКО), Страхование квартиры, Медицинское страхование, Страхование жизни. Сбор информации для сравнения условий страховых продуктов различных компаний проводился при помощи анкетирования страховщиков, выразивших готовность принять участие в исследовании. Достоверность полученной информации проверялась путем сопоставления ее с данными открытых источников, а также при помощи анализа условий страхования, предлагаемых компаниями потенциальным страхователям в процессе проведения предварительных переговоров.

Анкеты, которые было необходимо заполнить для участия в исследовании, состояли из 2 частей. В первой части приводился расчет страхового тарифа по гипотетическому договору страхования согласно исходных данных, приведенных в анкете. При этом, с целью обеспечения сопоставимости страховых тарифов, всем участникам предлагались одинаковые исходные данные. Во второй части, путем ответа на вопросы, раскрывались условия программы страхования, по которой был рассчитан страховой тариф.

В процессе оценки степени привлекательности условий страхования, анализировался не только уровень тарифов, но и наличие дополнительных сервисов, количество всевозможных исключений и ограничений по выплатам, степень сложности и прозрачность процедуры урегулирования страховых случаев (срок принятия решений, количество документов, которые необходимо предоставить, механизм осуществления выплат и т.д.). Кроме того, при построении рэнкинга клиентоориентированности анализировались некоторые показатели страховых выплат. Это позволило сделать вывод о политике компаний в направлении выплаты страховых возмещений.

В процессе проведения анализа, каждому из исследуемых факторов ставился в соответствие определенный балл. Итоговые рэнкинги строились исходя из общей суммы баллов, набранных компанией. При этом адекватность оценки зависела, в том числе, и от качества заполнения анкет участниками исследования.

Наиболее клиентоориентированными компаниями в Автостраховании оказались: «Украинская страховая группа» (1-я позиция рэнкинга), СК «Универсальная» (2-я позиция рэнкинга) и Страховое общество «Ильичевское» (3-я позиция рэнкига). Эти компании характеризуются средним уровнем тарифов и небольшим количеством исключений и ограничений по выплатам и имеют достаточно демократичную процедуру урегулирования убытков.

 

Название СК

Сумма баллов

1

ЧАО СК " Украинская страховая группа"

36,40

2

ПАО СК "Универсальная"

32,36

3

Страховое общество "Ильичевское"

32,22

4

ЗАО СК "Столица"

31,27

5

ЧАО "ПРОСТО Страхование"

30,73

6

ЗАО СК "ВУСО"

30,67

7

СК " АСКО - Донбасс Северный "

30,43

8

СК "Омега"

30,39

9

СК "Альфа-страхование""

30,29

10

ЗАО СК "Теком"

29,83

11

НАСК "Оранта"

27,60

12

СК "Эталон"

26,21

13

ЧАО СК "Провидна"

25,59

14

СК "ПЗУ Украина "

24,98

15

СК "Индиго"

24,25

16

ОАО СК "Гарантия"

23,83

17

АО ЗТ СК "Формика"

21,87

18

ЗАО "Городская страховая компания"

21,09

19

ЗАО СК "Крона"

21,02

20

АО Страховая группа "Ю.БІ.АЙ""

20,21

21

ОАО УСК "Дженерали гарант"

17,17

 
По результатами проведенного исследования можно сделать следующий вывод: тарифы по автострахованию в большинстве компаний находятся примерно на одинаковом уровне и условия страхования отличаются в основном количеством исключений и особенностями процедуры выплаты страхового возмещения. Наиболее типичными исключениями для условий автострахования являются: передача автомобиля в аренду, использование его в качестве такси или для обучения вождению, эксплуатация автомобиля в аварийном состоянии, вождение в состоянии алкогольного опьянения, установка дополнительного оборудования, нарушающего правила пожарной безопасности. При этом нарушение правил движения не у всех компаний рассматривается как исключение.

Процедуры урегулирования демонстрируют больше разнообразия: срок, отведенный страхователю для сообщения о страховом случае колеблется от 2 часов до 3 суток. Самым распространенным сроком являются 1 сутки. Сумма ущерба, выплачивающаяся без вызова ГАИ, в основном не превышает 6000 грн, а максимальный срок принятия решения о признании страхового случая составляет 90 дней, хотя у большинства компаний он составляет менее 30 дней. В качестве дополнительного сервиса многие компании предлагают бесплатный эвакуатор при ДТП. Ограничения, касающиеся предоставления этой услуги, у различных компаний достаточно сильно отличаются, но в основном лимит на бесплатную эвакуацию составляет не менее 500 грн.

Среди компаний, страхующих квартиры, 3 верхних ступени рэнкинга заняли: страховое общество «Ильичевское» (1-я позиция), СК «Аско-Донбасс Северный» (2-я

 позиция) и компания «ВУСО» (3-я позиция). Они продемонстрировали лояльную тарифную политику, минимум ограничений на суммы выплат по застрахованному имуществу, прозрачную процедуру урегулирования страховых случаев, а также предусмотрели в условиях страхования ряд дополнительных услуг (таких, например, как вызов специализированных служб в случае поломки инженерных систем). Кроме того, эти компании применяют упрощенную процедуру заключения договора, присутствующую не у всех страховых компаний: по желанию клиента подписание договора страхования может проводиться без осмотра квартиры и описи движимого имущества.

 

 

Название СК

Сумма баллов

1

Страховое общество "Ильичевское"

55,97

2

СК " АСКО - Донбасс Северный "

53,37

3

ЗАО СК "ВУСО"

50,43

4

ПАО СК "Универсальная"

47,56

5

ЧАО "ПРОСТО Страхование"

46,91

6

ОАО СК "Гарантия"

43,37

7

СК "Омега"

43,35

8

ЧАО СК "Провидна"

40,25

9

ЗАО СК "Крона"

39,61

10

ЗАО СК " Украинская страховая группа"

37,87

11

АО Страховая группа "Ю.БІ.АЙ""

37,37

12

СК "Альфа-страхование""

36,82

13

СК "Индиго"

31,00

14

ОАО УСК "Дженерали гарант"

29,93

15

ЗАО СК "Столица"

25,88

16

ЗАО "Городская страховая компания"

25,82

17

СК "Эталон"

24,74

18

НАСК "Оранта"

17,90

19

АО ЗТ СК "Формика""

13,80

20

ЗАО СК "Теком"

9,76

 
Если анализировать общие тенденции условий страхования квартир, которые предлагают компании, участвовавшие в исследовании, можно отметить наличие достаточно большого числа ограничений по договорам страхования. Перечень различных видов безусловных исключений, встречающихся в договорах компаний, состоит из 39 пунктов. В число наиболее распространенных входят: нарушения правил пожарной безопасности, использование имущества в неисправном состоянии либо не по назначению, порча имущества животными, проведение ремонтно-строительных работ в застрахованном помещении, естественное оседание нового дома. Кроме этого, существует еще ряд ограничений, касающихся условий хранения и наличия документов на имущество, находящееся в квартире, а также лимиты на различные виды выплат.

Для полного и своевременного получения страхового возмещения клиенту необходимо полностью соблюдать предусмотренную условиями процедуру урегулирования страховых случаев. Этот процесс требует достаточно внимательного отношения, так как у большинства компаний существует ряд обязательных требований. Например, с подачей письменного заявления о страховом случае клиент должен уложиться максимум в 7 дней. При этом условиями, как правило, оговаривается срок, в течение которого до прибытия страховой компании нельзя предпринимать мер по ремонту или восстановлению поврежденного имущества. В разных компаниях этот срок существенно отличается: диапазон колебаний составляет от 1 до 14 дней. Стандартный набор документов, приведенный в условиях в качестве обязательного к предоставлению для получения страховой выплаты, у большинства проанализированных компаний состоит из 3-4 пунктов. Но при этом распространенной практикой является наличие оговорки о праве страховой компании затребовать другие дополнительные документы на собственное усмотрение.

По направлению «Медицинское страхование» наибольшее количество баллов набрали: Страховая компания «Крона» (1-я строка рэнкинга), компания «Просто страхование» (2-я строка рэнкинга) и СК «Столица» (3-я строка рэнкинга). Условия этих компаний предполагают страховое покрытие для достаточно широкого спектра заболеваний при среднем уровне тарифов и отсутствии ограничений либо больших лимитах на основные виды выплат.

 

Название СК

Сумма баллов

1

ЗАО СК "Крона"

55,02

2

ЧАО "ПРОСТО Страхование"

41,79

3

ЗАО СК "Столица"

39,50

4

ОАО СК "Гарантия"

38,90

5

Страховое общество "Ильичевское"

37,87

6

ЗАО СК "ВУСО"

37,01

7

ЧАО СК "Провидна"

35,88

8

ЗАО СК " Украинская страховая группа"

34,78

9

СК "Индиго"

33,34

10

ПАО СК "Универсальная"

33,05

11

АО ЗТ СК "Формика""

31,90

12

ОАО УСК "Дженерали гарант"

31,66

13

НАСК "Оранта"

30,64

14

СК "Омега"

30,60

15

СК "Альфа-страхование""

30,23

16

СК "ПЗУ Украина "

28,76

17

СК "Эталон"

25,80

18

ЗАО СК "Теком"

22,38

19

ЗАО "Городская страховая компания"

18,92

 

По тарифам этого направления страхования наблюдается значительный разброс. Это объясняется наличием существенных отличий в уровне рисков, которые принимают на себя различные страховые компании, что становится очевидным при анализе исключений и ограничений, предусмотренных в их договорах медицинского страхования. Так, только 4 компании из 19 участвовавших в рэнкинге по этому направлению, оплачивают расходы на лечение хронических заболеваний, которые были обнаружены до вступления в силу договора страхования, далеко не все покрывают лечение заболеваний, имеющих характер эпидемии, ряд компаний полностью исключает из страхового покрытия определенные болезни: хронический гепатит, туберкулез, диабет, заболевания сосудов, наследственные и онкологические заболевания. Средний тариф составляет около 3%. При этом у компаний с высоким тарифом количества исключений, естественно, меньше.

Отличаются условия компаний и по объему лимитов на выплаты по разным видам помощи (амбулаторной, стационарной, медикаментозной), хотя у значительной части компании эти ограничения отсутствуют. Отдельно ограничиваются обычно выплаты по стоматологическим услугам (лимит по ним составляет, как правило, не более 5 тыс. грн. в год).

Среди компаний, специализирующихся на страховании жизни, в число лучших вошли: компания «Аска-Жизнь» (1-я позиция рэнкинга), Страховая компания «Ильичевская» (2-я позиция рэнкинга) и компания «ПЗУ Украина страхование жизни» (3-я позиция рэнкинга).
Эти компании предлагают средний уровень квартального страхового взноса, достаточный размер гарантированной выкупной суммы на середину срока действия договора и приемлемый инвестиционный доход. При этом количество исключений и ограничений у них находится на невысоком уровне.

 

 

Название СК

Сумма баллов

1

ЗАО УАСК "АСКА-Жизнь"

58,23

2

ОДО "СК "Ильичевская"

58,10

3

ЧАО СК "ПЗУ Украина страхование жизни""

53,16

4

ОДО СК "Альфа Страхование - Жизни""

48,59

5

ЧАО СК "ТАС"

46,56

6

СК "Охрана жизни""

44,01

7

ПАО КСЖ "Универсальная"

40,96

8

КСЖ"Брокбизнес"

40,07

9

ЗАО "ВИЕЙБИ Жизнь"

39,29

10

ЗОА "КД Жизнь"

37,95

11

ЗАО СК "Теком Жизнь"

37,16

 

Объем ежеквартальных платежей по программам медицинского страхования в анализируемых компаниях колеблется в пределах от 1500 до 4000 тыс. грн. Срок для принятия решения об осуществлении выплаты – от 4 до 30 дней. Размеры инвестиционного дохода, начисленного компаниями по аналогичным договорам страхования в 2009 году демонстрируют значительные колебания: от 2% до 17,4% годовых.

На данный момент у большинства рядовых граждан выбор страховой компании вызывает определенные затруднения. Это связано как с недостаточной прозрачностью рынка в целом, так и с отсутствием у потенциальных клиентов страховых компаний практического опыта анализа условий договоров страхования. При заключении договора, клиенты ориентируются в основном на тариф и недостаточно внимательно изучают условия страхования. По этой причине, в процессе действия договора, они нередко не придерживаются всех оговоренных в нем условий, при наступлении страхового события нарушают процедуру урегулирования, а в результате при возникновении обоснованных проблем с получением страхового возмещения, предъявляют претензии к страховой компании. Подобная ситуация невыгодна как страхователям, так и страховым компаниям. Для первых она влечет за собой невозмещенный материальный ущерб, а для вторых чревата стагнацией рынка, так как не только подрывает репутацию отдельных страховых компаний, но и снижает доверие к рынку страхования в целом.

Агентство намерено продолжать практику анализа клиентоориентированности страховых компаний и надеется на увеличение числа участников исследования в будущем. Это позволит предоставлять страхователям более полную информацию о существующих на рынке условиях страхования, что в конечном итоге будет способствовать укреплению доверия страхователей и развитию отечественного страхового рынка.

развернуть

свернуть