Кредитный рейтинг АО «ПУМБ» подтвержден на уровне uaААА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+ Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитные рейтинги АО «БАНК АВАНГАРД» подтверждены на уровне uaAАA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «ДНЕПРОМЕТИЗ ТАС» подтверждены на уровне uaА+ Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «1 БЕЗОПАСНОЕ АГЕНТСТВО НЕОБХОДИМЫХ КРЕДИТОВ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «ТК «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА

Главная »  Аналитика »  Экспертное мнение

Экспертное мнение

10.09.2013

О падении Украины в индексе глобальной конкурентоспособности (GCI)

Украина заняла 84 место из 148 стран в Индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), опустившись за год на 11 позиций из-за бюрократизма и отсутствия прозрачности институциональной структуры страны. Об этом говорится в отчете, обнародованном в среду Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

Алексей Капустинский в интервью информационному агентству УНИАН прокомментировал это событие.

Индекс страны составляется на основе 12 блоков показателей, о них можно подробнее почитать в открытых источниках. Украина серьезно проигрывает другим странам как минимум по четырем из блоков:

  • по первому блоку, который касается качества работы государственных институтов (за последний год скатилась с очень низкого 132 места еще ниже, на 137 место)
  • по третьему блоку (макроэкономика) - с 90 на 107 место, главным образом, из-за увеличения дефицита госбюджета
  • по шестому блоку (эффективность товарного рынка) - с 62 на 84 место
  • по седьмому блоку (эффективность рынка труда) - с 62 на 84 место
  • по восьмому блоку (уровень развития финансового рынка) - со 114 на 117 место
  • по девятому блоку (уровень развития и готовности ко внедрению технологий) - с 81 на 94 место
  • по двенадцатому блоку (инновации) - с 71 на 93 место.

Особого внимания заслуживает блок, который касается оценки работы госинститутов. Оценка защиты прав собственности одна из самых низких (2,5 из 10, 143 место, в прошлом году - 134-е), уровень защиты интеллектуальной собственности - 133 место (год назад - 120-е), степень независимости судебной системы - 139 место (было 124-е), уровень предвзятости госструктур в принятии решений - 133 место (было 119), уровень раздутости госрасходов - 143 место (128), уровень прозрачности в принятии решений - 130 место (123), доверие к правоохранительной системе - 133 место (123), этика ведения бизнеса - 130 место (124), надежность аудиторских стандартов и стандартов отчетности - 130 место (122), уровень защиты прав миноритарных акционеров - 146 место (!!!) из 148-ми (было 141-е в 2012 году), уровень защиты инвесторов - 100 место (было 94-е).

Во втором блоке (ИНФРАСТРУКТУРА) серьезно тянет вниз показатель качества дорог (Украина на 144 месте из 148-ми с баллом 2,1 из 10, год назад было 137 место с баллом 2,3).

Заслуживает внимания показатель эффективности антимонопольной политики (137 место, год назад было 132-е), а также показатели готовности взращивать и удерживать талантливых специалистов (140 место). Серьезно снизился показатель "способность к инновациям" - по нему страна скатилась с 58 на 100 место, по уровню наличия передовых технологий - с 80 на 106 место.

Рейтинг снизился в основном из-за еще более низкой, чем в прошлом году, оценки работы госструктур. Более негативно оценивается влияние этих структур и правоохранителей на работу бизнеса, отмечается рост госрасходов и низкая прозрачность принятия решений в госсекторе. Права собственности не защищены, стандарты отчетности и аудита оцениваются как низкие и не внушающие доверия.

По нашему мнению, чаще стали происходить случаи, когда при взаимодействии государства и бизнеса чиновники находят формальные поводы и способы применять штрафы и санкции. Например, компания на день-два просрочила подачу большой по объему информации в ответ на информационный запрос госструктуры, что может быть поводом для проверки и / или влечет наложение штрафа. Юридически и бизнес, и государство сейчас стараются использовать все возможные лазейки, чтобы получить в свою пользу как можно больше средств (государство - отнять, бизнес - оставить). В ход идет все больше уловок. Это отображается на индексе, который во многом зависит от доверия бизнеса к государству. Которого нет.

Алексей Капустинский
советник Генерального директора

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть