Кредитный рейтинг Мирноградской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «АЛЬТБАНК» повышен до уровня uaАА Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

16.04.2009

Потенциал и перспективы промышленных городов в условиях кризиса

На протяжении последних лет экономика Украины развивалась довольно быстрыми темпами. Прирост промышленного производства, увеличение объемов строительства жилищной и коммерческой недвижимости, повышение уровня деловой активности, которое проявлялось практически во всех секторах экономики все эти положительные тенденции обусловливались как наращиванием экспортных товарных поставок, так и динамично растущим внутренним потребительским спросом, главными катализаторами которого выступали рост доходов населения, а также активное развитие и расширение схем кредитования банковскими учреждениями. Однако все это сопровождалось накоплением и усугублением макроэкономических диспропорций, последствия которых рано или поздно должны были проявиться. Существенное ухудшение внешнеэкономической среды во второй половине 2008 года, спровоцированное мировым финансово-экономическим кризисом, в очередной раз обнажило скрытые риски украинского экономического роста, окончательно развеяв при этом миф о возможности улучшения экономического благосостояния населения вопреки объективным экономическим законам.

Промышленные города Украины, которые традиционно являются локомотивами экономического роста страны и обеспечивают основную часть поступлений в бюджеты всех уровней, первыми ощутили на себе негативные последствия экономического спада. Рост безработицы и сокращение количества занятых, уменьшение фонда оплаты труда это далеко не полный перечень проблем, которые сейчас остро стоят перед промышленными городами. Благоприятная экономическая конъюнктура первого полугодия прошлого года позволила в целом на приемлемом уровне выполнить городские бюджеты в 2008 году, существенно сократив при этом накопленный ранее запас финансовой прочности. Ожидаемое сохранение и усугубление кризисных явлений в экономике страны в 2009 году ставит под сомнение возможность промышленных городов быстро адаптироваться к новым условиям, сохранив при этом промышленный потенциал, а также финансировать необходимые бюджетные программы для обеспечения жизнедеятельности городского хозяйства.

Краткие итоги развития промышленности Украины в 2008 году

В 2008 году, впервые, начиная с 2000 года, в Украине произошло сокращение (на 3,1%) объема промышленного производства в годовом измерении, по сравнению с предыдущим годом. При этом в течение первых нескольких месяцев 2008 года промышленные предприятия Украины в целом наращивали объемы производства (Рисунок 1).

Рисунок 1. Индексы промышленного производства в 2008 году накопленным итогом, %

Источник: Госкомстат

Как и в предыдущих периодах, положительная динамика промышленного производства в январе-июле обусловливалась благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а также активным увеличением внутреннего спроса как со стороны домохозяйств, так и субъектов хозяйственной деятельности. Традиционные украинские экспортные отрасли, в частности металлургия, химия и машиностроение, в указанном периоде наращивали объемы производства, формируя при этом положительный кумулятивный эффект для всей промышленности. Темпы роста промышленного производства в металлургии, химии и машиностроении в январе-июле прошлого года составили соответственно 103,5%, 105,2% и 128,7%.

Начиная с августа прошлого года, условия осуществления внешнеторговых операций отечественными экспортерами существенно ухудшились. Глобальная финансово-промышленная стагнация была вызвана в результате существенного сокращения внешнего спроса на продукцию украинских производителей, в первую очередь, металлургов. Под влиянием замораживания строительных проектов во многих странах мира, а также сокращения потребления продукции машиностроения, объемы экспорта металлопродукции в страны СНГ уменьшились на 20,2%, в частности в Российскую Федерацию (на 22,9%), в страны Европы на 4,1%, в страны Северной Америки на 21,4% [1]. Экспорт недрагоценных металлов и изделий из них уменьшился в сентябре, по сравнению с предыдущим месяцев, на 12,8%, в октябре на 17,3%, в ноябре на 54,1%. Сокращение внешнего спроса повлекло за собой падение мировых цен на металл [2], что принимая во внимание высокую энергоемкость украинских металлопроизводителей и их значительную зависимость от цены на энергоресурсы, существенно отразилось на хозяйственной деятельности ведущих металлургических предприятий.

Сокращение внутреннего потребления металла во второй половине 2008 года произошло под влиянием уменьшения строительных работ и объемов жилищного строительства, что обусловливалось снижением объемов ипотечного кредитования.

Ужесточение условий кредитования, в связи с ухудшением ликвидности банковских учреждений, повлекло за собой сокращения внутреннего спроса на продукцию машиностроения, в первую очередь, автомобилестроения. В частности, по сравнению с аналогичными периодами 2007 года, объем производства транспортных средств и оборудования в октябре 2008 года сократился на 17,9%, в ноябре на 51,6%, в декабре на 54,5% [3] Значительное сокращение объемов производства во II полугодии 2008 года произошло также на предприятиях машиностроения первого и третьего технологических укладов (производство оборудования для ГМК, черной и цветной металлургии, строительных предприятий), которые традиционно подвержены отраслевым рискам своих контрагентов.

Существенное влияние на сокращение производства продукции машиностроения оказало замедление темпов экономического роста в Российской Федерации, которая является крупнейшим импортером продукции отечественных машиностроительных предприятий. [4]

На первый взгляд может показаться, что развитие отечественного промышленного производства в 2008 году предопределялось исключительно влиянием мирового финансово-экономического кризиса. На самом деле, истоки и причины ухудшения условий функционирования отечественного реального сектора следует искать в глубинных структурных дисбалансах украинской экономики. Следует согласиться со многими экспертами и исследователями, которые считают, что в мировой экономике кризисные явления первично накопились в финансовой сфере и только потом нашли свое отражение в реальном секторе экономике. В Украине ситуация преимущественно отличалась. Относительно небольшой объем фондового рынка Украины в данной ситуации "сыграл на руку", обусловив сравнительно меньшее прямое влияние падения мировых финансовых рынков на экономику страны. Наша страна испытала, скорее, негативное влияние вторичных последствий мирового финансового кризиса, а именно: затруднение с привлечением заемных ресурсов в связи с ухудшением ликвидности мировой финансовой системы; ослабление спроса на продукцию экспортеров на традиционных внешних рынках сбыта и т.д. Однако необходимо подчеркнуть, что это все определялось и усугублялось внутренними противоречиями экономического развития. Исключительная зависимость от мировых цен на сырьевые товары вследствие несовершенной структуры производства, значительная энергоемкость последнего, что особенно проявилось в условиях увеличения цены на газ, искаженная культура потребления домохозяйств вследствие опережения темпов роста доходов населения, а также продуктивности труда [5] вот далеко не полный перечень диспропорций экономической структуры Украины. Эти и другие противоречия формировали экстенсивный характер экономического роста Украины, обусловливая при этом накопление макроэкономических рисков, валютного, монетарного и денежно-кредитного характера, которые рано или поздно сказались бы на экономическом развитии страны.

Влияние экономических диспропорций страны на социально-экономическое развитие промышленных городов

Последствия кризисных явлений нашли отражение во всех без исключения регионах страны. Однако глубина этого влияния зависела как от особенностей структуры городского хозяйства, так и от способности адаптироваться к новым экономическим условиям. Первыми ощутили экономический спад промышленные города страны, специфика размещения продуктивных сил которых была сформирована в середине ХХ века и соответствовала экономическим условиям функционирования плановой экономики. Значительная концентрация промышленных предприятий, большой удельный вес занятых в этой сфере, значительная доля промышленности в структуре фонда оплаты труда все это, с одной стороны, обеспечивало более высокий уровень бюджетной обеспеченности таких городов, а с другой стороны, создавали предпосылки для резкого ухудшения социально-экономического развития в случае существенного изменения внешней и внутренней экономической среды.

Из промышленных городов, которым присвоен кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, наиболее значительное сокращение объемов промышленного производства в 2008 году произошло в Луцке, Донецке и Запорожье (Рисунок 2).

Рисунок 2. Основные показатели развития промышленности в промышленных городах за 2007-2008 гг. [6]

Источник: Кредит-Рейтинг

В Запорожье сокращение объема производства произошло за счет уменьшения товарного выпуска предприятиями металлургического комплекса (на 10,2%, по сравнению с 2007 годом). В частности снизили объемы производства такие предприятия как ОАО "ЗМК "Запорожсталь", ОАО "Электрометаллургический завод Днепроспецсталь", ОАО "Запорожский завод феросплавов", ОАО "Запорожский производственный алюминиевый комбинат" и др. Уменьшение объема производства крупнейшим машиностроительным предприятием г. Луцка (ОАО "Луцкий автомобильный завод") определило общегородской тренд динамики промышленного производства. При этом другое крупнейшее предприятие Луцка ОАО "СКФ Украина" (производство подшипников) по итогам 2008 года увеличило объемы выпуска продукции.

Благодаря тому, что крупнейшие предприятия г. Краматорска ЗАО "Новокраматорский машиностроительный завод" (прокатное, металлургическое, кузнечно-прессовое, горнорудное оборудование) и ОАО "Энергомашспецталь" (литые и кованые изделия для тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения) на протяжении 10 месяцев прошлого года существенно наращивали объемы производства [7], кумулятивный темп роста промышленного производства в городе в 2008 году составил 113,7%.

Объем промышленного производства в г. Сумах по итогам 2008 года составил 114,7%, чему способствовало стабильное наращивание выпуска продукции крупнейшим предприятием города ОАО "Сумское научно-производственное объединение имени Фрунзе". В 2008 году предприятие увеличило производство продукции на 43,6%, в том числе в IV квартале прошлого года более чем в два раза. Предприятие является одним из ведущих мировых производителей оборудования для газовой, нефтяной и химической промышленности. Порядка 95% продукции предприятия экспортируется. В числе крупнейших заказчиков НПО российские ОАО "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Туркменнефть" и "Туркменгаз" (Туркменистан).

Следует также отметить, что одно из ведущих предприятий отечественной химической промышленности ОАО "Сумыхимпром" в 2008 году сократило объем производства на 13%. При этом в IV квартале прошлого года, выпуск продукции предприятия уменьшился, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, практически в 4 раза. На результаты деятельности предприятия существенное негативное влияние, среди прочего, оказала девальвация национальной валюты, которая привела к значительному увеличению себестоимости продукции ввиду зависимости предприятия от импортного сырья.

Таким образом, последствия промышленно-финансового кризиса коснулись практически всех производственных отраслей. Первыми пострадали отрасли наиболее "чувствительные" к изменениям внешней конъюнктуры металлургия, химия, а также предприятия тех подвидов машиностроения, которые производят оборудования для ГМК. Ухудшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий автомобилестроения, продукция которых в основном ориентирована на внутренний рынок (ОАО "ЛУаЗ"), произошло в значительной мере под воздействием сокращения объемов потребительского кредитования в связи уменьшением ликвидности банковских учреждений. При этом не стоит забывать, что временной лаг воздействия последствий кризиса на каждую отрасль промышленности является разным. Те промышленные предприятия, рыночные позиции которых в конце 2008 года были относительно уверенными, в 2009 году, безусловно, столкнутся, в той или иной мере, с проблемами, типичными для всей промышленности.

Ухудшение финансового состояния промышленных предприятиях, которые являются основными работодателями соответствующих регионов, очень быстро повлекло за собой ухудшение ситуации на рынке труда. Всплеск безработицы, сокращение численности занятых, увеличение объема задолженности по выплате заработной платы не только усиливают социальную напряженность, но и являются угрозой экономической безопасности городов (Рисунок 3).

Рисунок 3. Основные показатели рынка труда в промышленных городах по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г., %

Источник: Кредит-Рейтинг

Приведенные данные свидетельствуют, практически во всех промышленных городах в течение 2008 года произошел существенный рост безработицы. Исключением является город Комсомольск, монопрофильность которого, и пока что незначительное уменьшение спроса на трудовые ресурсы со стороны градообразующего предприятия ОАО "Полтавский горно-обогатительный комбинат" определяют ситуацию на рынке труда. Следует также отметить, что задолженность по выплате заработной плате в г. Комсомольске по состоянию на начало 2008 и 2009 гг. отсутствовала.

Следует также отметить тот факт, что объем задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 01.01.2009 г. в расчете на одного жителя во всех промышленных городах за исключением Луцка превышал среднее значение по стране. При этом не стоит забывать, что уровень оплаты труда в промышленных городах традиционно более высокий, чем в других городах, поэтому темпы роста задолженности по выплате заработной платы являются в данном случае соизмеримыми со среднемесячной заработной платой.

Массовой безработицы удалось избежать в связи с переходом многих предприятий на сокращенную рабочую неделю и введением неоплачиваемых отпусков. В частности, в г. Луцке в ноябре прошлого года 9,3% работающих в промышленности находились в неоплачиваемых отпусках, 16,8% работали в режиме неполного рабочего дня или недели. При этом, по сравнению с октябрем 2008 года, численность наемных работников, которые в ноябре того же года находились в неоплачиваемых отпусках увеличилась в 2,3 раза, численность наемных работников, которые были переведены в режим неполной занятости, увеличилась в 3 раза.

В г. Сумах сокращение персонала в 2008 году произошло на 78 предприятиях города. При этом в октябре-декабре 3% общей численности наемных работников было переведено в режим неполной занятости.

Практически во всех промышленных городах во ІІ полугодии 2008 года существенно выросла задолженность по выплате заработной платы. Полномочия органов местного самоуправления в части влияния на руководителей предприятий-должников по выплате заработной платы весьма ограничены, поэтому меры, принимаемые местными властями с целью решения этой проблемы, не могли кардинально изменить ситуацию.

Сохранение рабочих мест при одновременном применении практики вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели, с одной стороны, позволило предприятиям сохранить квалифицированный персонал и временно оптимизировать затраты. С другой стороны, это привело к сокращению фонда оплаты труда и, соответственно, снижению поступлений налога с доходов физических лиц, который на сегодняшний день является основным источником наполнения доходной части местных бюджетов без учета трансфертов (Таблица 1).

Таблица 1. Выполнение плана по налогу с доходов физических лиц в промышленных городах

Город

Уровень выполнения плана по налогу с доходов физических лиц, %

Темп роста объема поступлений налога с доходов физических лиц, %

2007 год

2008 год

2007 год

2008 год

Донецк

108,5

100,3

165,9

123,7

Запорожье

106,4

97,9

151,3

128,5

Харьков

106,2

98,2

150,2

130,4

Сумы

108,3

103,0

149,2

135,0

Краматорск

107,8

102,8

153,9

131,6

Луцк

104,7

97,6

156,0

136,0

Комсомольск

96,5

102,5

119,4

134,1

Источник: Кредит-Рейтинг

Как видно из приведенных данных, во всех промышленных городах, за исключением Комсомольска, в 2008 году произошло существенное замедление темпов роста налога с доходов физических лиц, а также уменьшение уровня выполнения годового плана по поступлениям налога. Следует также отметить, что в целом приемлемое выполнение плана по поступлениям налога связано исключительно с положительными тенденциями социально-экономического развития городов, заложенными в І полугодии прошлого года (рост среднемесячной заработной платы и численности занятых).

Уровень выполнения плана по поступлениям налога с доходов физических лиц повлиял на итоги выполнения доходной части общего фонда местных бюджетов в 2008 году (Таблица 2).

Таблица2. Выполнение плана по доходам общего фонда бюджета без трансфертов в промышленных городах в 2007-2008 гг.

Город

Уровень выполнения плана по доходам общего фонда бюджета без трансфертов, %

Темп роста доходной части общего фонда бюджета без учета трансфертов, %

2007 год

2008 год

2007 год

2008 год

Донецк

108,2

101,0

152,8

127,0

Запорожье

107,2

100,3

141,2

131,8

Харьков

106,3

99,4

144,3

132,0

Сумы

109,0

102,7

144,3

138,9

Краматорск

105,3

102,9

143,6

132,3

Луцк

106,5

98,8

151,1

134,2

Комсомольск

98,4

102,6

119,8

141,6

Источник: Кредит-Рейтинг

Несмотря на то, что утвержденные с учетом изменений планы по доходам общего фонда бюджета без учета трансфертов в промышленных городах были выполнены по итогам 2008 года на приемлемом уровне, факторы, которые это обусловили, вряд ли сохранятся в 2009 году.

В первую очередь, речь идет о динамике поступлений крупнейшего источника собственных доходов общего фонда бюджета плате за землю. Увеличение объема поступлений платы за землю в 2008 году, по сравнению с предыдущим бюджетным периодом, было вызвано, в первую очередь, нормативными изменениями как на общегосударственном уровне, так и на местном. Законом Украины "О Государственном бюджете на 2008 год и о внесении некоторых изменений в законодательные акты Украины" ставки налога на земельные участки, денежная оценка которых не проводилась, были увеличены в 5 раз. Также на местном уровне во многих городах ставки арендной платы за землю были увеличены. Кроме этого, в некоторых городах (Запорожье, Луцк, Сумы) в 2008 году была проведена денежная оценка земельных активов и, как, следствие, корректировка арендной платы за землю, что существенно повлияло на объем поступлений платы за землю. Однако следует отметить, что согласно ст. 18 Закона Украины "Об оценке земли" нормативная денежная оценка земельных участков несельскохозяйственного назначения проводится не реже одного раза в 7-10 лет, поэтому в текущем бюджетном периоде существенного увеличения объема поступлений платы за землю ожидать не приходится.

Важным дополнительным источником собственных доходов общего фонда бюджетов промышленных городов в 2007-2008 гг. являлись поступления процентных платежей банков за право пользования временно свободными бюджетными средствами. После перехода местных бюджетов на казначейское обслуживание, некоторые города, с целью расширения источников финансирования общего фонда бюджета, и принимая во внимание наличие временно свободных бюджетных средств, осуществляют с ними активные операции путем размещения на депозитных счетах в банковских учреждениях. Процентные платежи банков за использование временно свободных бюджетных средств зачастую компенсируют значительную часть процентных платежей, осуществляемых городскими советами в рамках обслуживания своих долговых обязательств. Однако эта тенденция вряд ли сохранится в 2009 году, учитывая то, что значительная часть бюджетов местного самоуправления, в том числе и бюджетов промышленных городов, было выполнено с дефицитом, который был покрыт как за счет возвращения средств, ранее размещенных на депозитных счетах, так и за счет остатков бюджетных средств на счетах местных бюджетов. Это, в свою очередь, привело к существенному уменьшению ликвидности местных бюджетов, а динамика выполнения доходной части местных бюджетов в 2009 году ставит под сомнение способность промышленных городов сгенерировать значительные объемы временно свободных бюджетных средств для размещения на депозитных счетах.

Следует также отметить, что на объемы привлеченных в местные бюджеты процентных платежей существенно повлияет норма Постановления Кабинета Министров Украины от 28.01.2009 г. 52 "Об утверждении Порядка размещения в 2009 году временно свободных средств местных бюджетов на депозитных счетах в банковских учреждениях", которая предусматривает, что размещение временно свободных бюджетных средств может осуществляться исключительно в учреждениях государственных банков.

Таким образом, накопленный в предыдущих бюджетных периодах запас финансовой прочности местных бюджетов промышленных городов был практически исчерпан по итогам выполнения бюджета в 2008 году. Поэтому в текущем году перед промышленными городами будет стоять непростая задача выполнения как доходной, так и расходной частей бюджета. Вполне обоснованно, что большинство из них плановыми показателями на 2009 год уменьшили объемы поступлений основных источников доходов, по сравнению с фактическим выполнением в 2008 году. Более того, учитывая то, что большинство промышленных городов являются городами-донорами и перечисляют изъятия в Государственный бюджет, от них во многом зависит бюджетная обеспеченность городов-реципиентов, которые получают дотацию выравнивания из Государственного бюджета.

Безусловно, учитывая присущую бюджетной системе Украины централизацию бюджетных отношений по части мобилизации бюджетами местного самоуправления дополнительных источников доходов, даже крупным промышленным городам будет довольно сложно на приемлемом уровне закончить текущий бюджетный период. Более того, без проведения системной государственной политики, которая предусматривала бы принятие и воплощение в жизнь новых законодательных актов, направленных на расширение материально-финансовой базы городов, это представляется практически невозможным. Речь идет, например, о зачислении в доходную часть бюджетов городов части налога на прибыль, что предусматривается рядом проектов реформирования межбюджетных отношений. В этих условиях местные органы власти смогут более активно создавать условия для повышения эффективности хозяйственной деятельности промышленных предприятий, в первую очередь, крупных и средних. При этом зачисление части налога на прибыль предприятий в местный бюджет могло бы содействовать расширенному воспроизводству городского хозяйства и способствовать интенсивному развитию основных элементов народнохозяйственного комплекса города. Эти средства могли бы быть направлены на создание предпосылок для формирования так называемых "полюсов экономического роста" города, то есть на поддержку или развитие таких отраслей промышленности, которые способны обеспечить высокий уровень занятости или значительное увеличение заказов для других отраслей города.

Однако, учитывая грядущие очередные выборы, первым на повестке дня у органов центральной власти будет стоять вопрос о сохранении социальных гарантий избирателям. Соответственно, законодательные изменения, направленные на создание предпосылок для формирования так называемых "полюсов экономического роста" того или иного промышленного города, вероятно, опять будут отложены на долгосрочную перспективу.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что задачи, стоящие перед промышленными городами Украины в 2009 году по части сохранения своего ресурсного потенциала и укрепления финансовой обеспеченности муниципального образования, являются более масштабными, чем в непромышленных городах. Безусловно, последствия реализации адаптационных и антикризисных механизмов во многом зависят от объективных факторов, таких как географическое положение города, наличие в нем определенных продуктивных сил и потенциал их расширенного воспроизводства, моно-полипрофильность хозяйственного комплекса и т.д. При этом в сложившейся ситуации одной из важнейших задач рейтингового агентства является как определение глубины влияния промышленно-финансового кризиса на текущую кредитоспособность промышленных городов, так и способности последних адаптироваться к новым экономическим условиям, что и предопределит их кредитоспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наиболее болезненной может быть ситуация в городах, планировавших погашение своих долгов в текущем году за счет новых заимствований, поскольку спрос на муниципальные ценные бумаги уменьшится в связи с ухудшением ликвидности банковских учреждений, которые традиционно выступают основными инвесторами. В отличие от других видов экономической деятельности, в муниципальной сфере рейтинговое агентство отмечает умеренную долговую нагрузку заемщиков, а также сформированную в последние годы кредитную культуру органов местной власти. Это в определенной мере будет способствовать минимизации рисков невыполнения промышленными городами своих обязательств.



[1] По итогам 11 месяцев 2008 года. По данным Министерства экономики (www.me.gov.ua)

[2] Цены на металл по 8 регионам мира упали в августе-декабре на 51% (www.me.gov.ua)

[3] По данным Министерства экономики (www.me.gov.ua)

[4] Удельный вес экспорта в РФ по итогам 11 месяцев 2008 года составил 57,6% (www.me.gov.ua)

[5] В 2004-2007 гг. реальная  заработная плата увеличилась более чем на 60%, в то время как продуктивность труда на 15,7%. По данным НБУ.

[6] Здесь и далее: выборочное исследование прошли города, имеющие кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, и, с точки зрения рейтингового агентства, соответствующие критериям промышленных городов. Это, в частности, преобладание промышленности в структуре занятости и общегородском фонде оплаты труда, а также доминирование промышленных предприятий в числе крупнейших плательщиков в местный бюджет. Для наиболее полного отражения ситуации в выборку были включены представители таких групп: большие промышленные города, средние промышленные города, малые монопрофильные промышленные города.

[7] В январе-октябре индексы промышленного производства на ЗАО "НКМЗ" и ОАО "Энергомашспецсталь" составили соответственно 115,4% и 184,1%.


К началу страницы

Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть