Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

31.05.2010

Обзор рынка внутренних маршрутных грузоперевозок автомобильным транспортом

Рынок внутренних маршрутных грузоперевозок автомобильным транспортом в Украине последние несколько лет до кризиса развивался достаточно быстрыми темпами. Естественный спрос на услуги перевозчиков, обусловленный внутренним развитием клиентов, обеспечивал рост рынка примерно на 20%, что дало возможность достичь объема примерно в 200 тыс.т в год.

Учитывая средние сроки пересылки компаниями грузов по Украине (1день в большинство городов Украины), говорить о специализации отдельных компаний на экспресс-доставках или курьерской деятельности не представляется корректным. В основном, в Украине компании имеют удобные транспортные маршруты, а курьерская доставка «дверь-дверь» и другие специфические услуги действуют за дополнительную плату. Если в международной практике доля перевозок «дверь-дверь» составляет 99%, то в Украине основная масса грузоперевозок отправляется «склад-склад», что обусловлено высокими, с точки зрения потребителя, тарифами за дополнительную услугу «дверь-дверь», а также зачастую просто отсутствием в ней необходимости. Существенную долю в общем объеме грузовых отправлений занимает корреспонденция, потребительские товары, автозапчасти и др.

Не так давно при отправке корреспонденции и других товаров необходимо было обращаться к Укрпочте, которая не предлагала качественного и адекватного по цене сервиса, что стало стимулом для появления конкуренции на почтовом рынке. Примечательно, что одними из первых организованную систему по перевозке грузов в Украине предоставили компании «Автолюкс» и «Гюнсел» - с 1998года, имея за плечами опыт пассажирских перевозок. Одними из первых на рынке появились иностранные инвесторы, среди которых можно выделить таких международных перевозчиков, как DHL и ТNT, в лице их украинских представительств, которые обслуживают значительную часть международных грузовых перевозок в Украине, а экспресс-доставку в пределах Украины предлагают в качестве дополнительной услуги в общем сервисном обслуживании. Для иностранных компаний украинский рынок перевозок не представляет значительного интереса в связи с малыми объемами, поэтому вместо инвестирования в развитие инфраструктуры, они предпочитали работать с украинскими перевозчиками в рамках договорных отношений. Не исключено, что работа с отечественными подрядчиками может привести к их поглощению транснациональными компаниями в качестве структурных подразделений.

Основной же объем экспресс-доставок грузов по Украине автомобильным транспортом осуществляют частные украинские компании, созданные специально с этой целью. Примечательно, что каждая компания в своей презентации называет себя лидером рынка, а различные источники называют отличный от других список лидирующих компаний. По нашему мнению основными лидерами являются компании «Автолюкс», «Ин-Тайм», «САТ», «Ночной Экспресс», «ЕвроЭкспресс», «Мист-Експресс», «Новая почта» и пр. Каждая из них имеет сеть представительств по Украине, парк техники либо договорные отношения с владельцами машин, определенный круг клиентов и, в совокупности, свою долю рынка.

Кроме того, на рынке появились компании, предоставляющие полный комплекс складской и транспортной логистики – такие как «Максан», «Рабен» и другие. В последнее время на рынке Украины появились местные курьерские службы, основным направлением которых является доставка в пределах одного города, в том числе с учетом пригородных территорий. Целевая аудитория таких компаний незначительна. В первом случае это наработанные клиенты, которым необходим полный комплекс услуг по перегрузке, ответственному хранению, а также адресной доставке сборных грузов. Во втором случае – это рассылка печатной и рекламной продукции, а также мелких грузов, конвертов, почтовых отправлений.

Клиентами грузоперевозчиков являются дистрибьюторские и торговые компании, сети супермаркетов, компании сетевой торговли, производственные компании, небольшой частный бизнес, а также физические лица.

Среди множества параметров, определяющих выбор клиента в пользу того или иного перевозчика, можно выделить: сохранность груза, соблюдение заявленных сроков доставки, уровень стоимости услуг, возможность получения информации на пути следования и оптимальность условий страхования груза. Существенное отличие частных перевозчиков от Укрпочты состоит в том, что товар может оплатить получатель без предварительной оплаты. Среди основных критериев, способствующих достижению эффективности внутриукраинских грузоперевозок можно назвать наличие офисов, представительств по Украине; четко оформленную структуру компании; качество материально-технического оснащения и т.д.

Конкуренция на рынке маршрутных перевозчиков существует прямая и непрямая. Конкуренты, более гибкие относительно ценообразования, рабочей силы или более низких затрат, обеспечивают прямую конкуренцию. В то же время, рынок ощущает на себе возрастающую конкуренцию со стороны новых технологий – телекоммуникационных компаний, провайдеров Интернет и электронных услуг и др.

Основное влияние на цену услуги экспресс-доставки оказывает цена на топливо, запчасти, аренду земли и складов и др. Существенное влияние оказывает финансовая нагрузка в связи с необходимостью содержания автопарка машин. Цена услуги будет зависеть от условий доступа к финансированию, а также способности договориться о возможностях обеспечения автопарком на более выгодных условиях. В условиях становления рынка, цена на услуги экспресс-доставки может отличаться в несколько раз и зависеть не только от себестоимости товара, но и от маркетинговой политики компании, может включать в себя наценку за надежность и др. Приведение ценовой политики компаний к примерно единому тарифу неизбежно, быстрота таких преобразований будет зависеть от скорости завершения структуризации рынка.

Стоит отметить, что рынок внутренних маршрутных грузоперевозок испытал на себе негативное воздействие кризисных явлений в экономике, что, соответственно, отразилось в снижении его роста. По данным Госкомстат Украины, в 2009 году автомобильными предприятиями перевезено на 25% меньше грузов, чем в 2008году. Параллельно падают объемы продаж коммерческих автомобилей: продано на 67% меньше, чем в 2008году, грузовых автомобилей – на 72% меньше. Динамика объема реализованных услуг по организации перевозки грузов в 2009году также негативная – снижение произошло на 9%, услуг наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 10%. Доходы от предоставления курьерской деятельности в 2009году снизились на 9% по сравнению с прошлым годом.

Лидеры экспресс-доставки грузов по Украине подтверждают влияние снижения товарооборота на снижение объема грузопотоков для компаний, которые в основном ориентированы на корпоративных клиентов, с одной стороны; но говорят об увеличении количества клиентов, которые в условиях кризиса не могут обеспечить перевозку собственными силами, с другой стороны. Подтверждением этого является и то, что крупные и стабильные компании остались на рынке и удержали свои позиции.

До недавнего времени основной стратегией развития транспортных компаний выступало расширение присутствия в регионах, а также портфеля предоставляемых услуг. Компании стремились расширить собственный автотранспортный парк, увеличивать складские площади и др. На экономический кризис компании отреагировали уменьшением скорости охвата новых пунктов присутствия в Украине. И хотя открытие новых офисов продолжается, такая политика отличается более взвешенным подходом, зачастую на фоне закрытия отдельных офисов и представительств.

Наиболее оптимальными методами борьбы с нестабильностью экономики страны маршрутные перевозчики называют улучшение качества предлагаемых услуг, оптимальные цены и оптимизацию клиентской базы. Повышенное внимание уделяется дополнительным сервисным преимуществам, не требующим значительных инвестиций, и приносящих быстрый ощутимый эффект. Компании инвестируют в развитие информационных сетей для более оперативного оповещения клиентов о текущем месте пребывания и сохранности груза – не только через свой сайт, но и лично, с помощью мобильной связи. Некоторые компании предоставляют возможность бесплатного хранения доставленного товара в течение определенного количества дней; другие ввели эконом-доставку грузов за меньшие деньги, но увеличенный срок доставки; также компании могут предложить доставку в выходные дни; упаковку грузов различных типов; выдачу груза по доверенности, перевозку автомобильных шин и дисков и других товаров по специальным тарифам и другое. Также, компании вынуждены были направить усилия на экономию расходов с целью недопущения повышения тарифов.

Позитивные тенденции развития рынка Интернет-торговли в условиях экономического кризиса побудили маршрутных перевозчиков обратить внимание на сектор, который раньше считался малоинтересным ввиду малых объемов. На сегодняшний день маршрутные перевозчики могут предложить Интернет-магазинам договорное сотрудничество на основе специальных предложений и ряд интересных проектов, один из которых – размещение информации о магазине на сайте перевозчика.

Препятствием для развития маршрутных перевозчиков на сегодняшний день выступает в какой-то мере сам украинский потребитель, который остается верен старым схемам и предпочитает иметь собственную «Газель» и склад, хотя выгода участия в сборной перевозке очевидна. Кроме того, негативным фактором для грузовых автоперевозчиков является транспортная составляющая: качество дорог находится на неудовлетворительном уровне, что увеличивает издержки на обслуживание автотранспортного парка, а также существенно влияет на сроки доставки. Инфляция и повышение цены на топливо также сказались на прибыли перевозчиков.

В долгосрочной перспективе возможно укрупнение участников рынка экспресс-доставки в Украине, а также, после достижения в национальных масштабах приемлемого уровня развития, выход на рынок крупных международных курьерских компаний, обладающих ресурсами и технологиями. Ценовая политика будет стремиться к установлению практически единого тарифа всеми участниками рынка. Новые услуги, которые могут быть востребованы, это, например, доставка грузов в течение одного светового дня между Киевом и крупнейшими областными центрами Украины. Вполне вероятно, что маршрутные перевозчики будут выходить на новые рынки, такие как рынок экспресс-доставки в пределах одного города, либо же экспресс-доставки авиационным транспортом и др. Вполне вероятна переориентация перевозчиков на работу в партнерских сетях компаний, каждая их которых обслуживает свой регион, досконально зная местный рынок и позволяя партнерам избегать открытия малорентабельных представительств в отдельных регионах Украины. Следуя тенденциям развития западного рынка, внутренние грузоперевозчики смогут дополнить свои функции услугами по складированию и перегрузке грузов. В краткосрочной перспективе компании будут испытывать на себе существенное давление, обусловленное спадом деловой активности в Украине, влияющее на объем бизнеса.

 

К началу страницы

Татьяна Гулик
Ведущий финансовый аналитик

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть