Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

02.12.2009

Основные тенденции рынка плодоовощной консервации

Обзор рынка плодоовощной консервации для журнала «Food.ua» подготовила ведущий финансовый аналитик отдела корпоративных рейтингов Гулик Татьяна

Плодовоовощная отрасль в Украине характеризовалось динамичным развитием до кризиса, что объяснялось реальным ростом доходов населения и, соответственно, уменьшением объемов домашнего консервирования, ростом потребления относительно новых для Украины групп товаров, таких как консервированные фрукты, грибы, оливки. В конце 2008-2009 гг. ситуация со сбытом консервации носила иной характер, что связано с общим снижением покупательской активности населения на фоне повышения цен на плодовоовощную консервацию.

Согласно оперативным данным Госкомстата Украины, отставание в переработке и консервации овощей и фруктов, по сравнению с аналогичными предыдущими периодами, составило 7% в 2008г. и 16% за 9месяцев 2009г.

Затрудненный доступ к заемным ресурсам и, соответственно, снижение объема оборотных средств с одной стороны, и уменьшение спроса на продукцию с другой, вынуждает перерабатывающие предприятия сокращать издержки, в том числе путем сбалансирования ассортиментного портфеля и сокращения ассортимента за счет акцента на продукцию, которая показывает себя как наиболее продаваемая. Стоит отметить рост себестоимости производства отечественной продукции за счет роста цены на упаковку.

Самым высоким среди всего ассортимента переработанных овощей в Украине остается потребление консервированных огурцов и томатов. Среди всего объема сырья, ежегодно закупаемого консервными заводами, доля огурцов составляет не менее 50-60%. В то же время, значительная часть перерабатывающих заводов сокращает производство фруктовой консервации. Главными причинами этого стали рост цен на упаковку, резкий скачок цен на сахар, а также падение спроса на повидло, варенье и пюре в прошлом сезоне.

Вследствие изменения структуры производимой и реализуемой продукции за 9 месяцев 2009года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года наблюдается прирост производства овощей консервированных натуральных на 14% и на 36% плодовоовощной консервации с добавлением уксуса. В натуральном выражении, в 2008г. выпущено 137 тыс.т натуральных консервированных овощей и 57,2 тыс.т овощей, фруктов, орехов и грибов, консервированных с добавлением уксуса. За 9месяцев 2009г. эти цифры составили 119тыс.т и 55,3 тыс.т, соответственно. Среди областей-лидеров по плодовоовощной консервации: Черкасская область - произведено 22% натуральных консервированных овощей и 19% - плодовоовощной консервации с добавлением уксуса; в Закарпатской – 2% та 26%, соответственно, в Одесской – 19% натуральных консервированных овощей.

Практически половина рынка плодоовощной консервации Украины распределена между несколькими крупными производителями, имеющими возможность перерабатывать собственное сырье и проводившими агрессивную маркетинговую политику. Значительная доля рынка на начало 2009 года принадлежала компаниям, представленным торговыми марками «ВЕРЕС», «Чумак», «Златодар», «Торчин продукт», «Нежин», «Руна».

Данные в диаграмме по состоянию на начало 2009 года

В конце 2008 года в связи с девальвацией национальной валюты стоимость импортной консервации значительно выросла, что отразилось на сокращении объемов ее импорта в Украину и дает возможность украинским компаниям укреплять свои позиции на рынке. При этом девальвация гривны делает украинскую продукцию на внешних рынках более конкурентоспособной, тем самым увеличивая конкурентные преимущества наших производителей.

В следующем году мы ожидаем снижения объемов реализации на рынке плодоовощной консервации, уход с рынка компаний с незначительными рыночными долями, а также с неизвестными или мало узнаваемыми брендами. Возможны поглощения компаний, например отягощенных значительными кредитными обязательствами либо имеющих другие проблемы. Важным фактором в структуре себестоимости остается сырье, поэтому в свете роста товарных цен наиболее уверенно себя будут чувствовать предприятия с собственными сельхозугодиями. На фоне увеличения объемов домашней консервации, производители акцентируют свое внимание на изготовление наиболее продаваемой продукции, такой как огурцы и помидоры.

Татьяна Гулик
Ведущий финансовый аналитик

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть