Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

01.03.2010

Обзор рынка кофе

Обзор рынка для журнала «Food.ua»  подготовлен старшим финансовым аналитиком агентства Алексеем Черноротовым

Выращивание и экспорт кофейных зерен (арабика и робуста) осуществляют более 50 стран мира, на 5 основных стран приходится около 70% мирового объема экспорта. В Украине производство кофе развито слабо, потребление, по сравнению с развитыми странами, находится на достаточно низком уровне. Так средний показатель потребления кофе в Украине составляет 1,5 кг в год на человека, средний показатель по Европе - 5-6кг в год.

Рынок кофе в Украине включает в себя несколько сегментов: натуральный (зерновой и молотый), растворимый (freeze-dried, гранулированный и порошковый), кофейные смеси, кофейные напитки. Наиболее популярным в структуре продаж кофейной продукции является растворимый кофе, который составляет около 40% общего объема продаж, молотый кофе - 30%, кофейные смеси – 25%. В Украине кофе реализуется в основном по двум направлениям: ритейл (на который приходится около 70% продаж, продается в основном растворимый кофе) и так называемый «HoReCa» - hotel, restoran, cafe (в данном направлении продаж наибольший удельный вес в структуре реализации приходится на натуральный кофе).

Для рынка кофе Украины характерны сезонные колебания спроса, ежегодно в конце лета продажи натурального кофе увеличиваются на 15-20%, зимой – на 30-40%. За период 2006-2008 гг. рынок кофе в Украине показывал стабильный рост на уровне 10-15% ежегодно. По рыночным оценкам, за последние два года общий объем рынка кофе в Украине составлял около 300-350 млн. дол. США. Основными импортерами натурального кофе в Украину являются такие страны как Швейцария, Россия, Италия. Несколько меньший объём поставляют Польша, Германия, Болгария, Австрия и др.

Негативные тенденции в кофейной отрасли начались со ІІ полугодия 2008 года. В связи с ростом цен наблюдалось падение спроса на кофейную продукцию. На протяжении 2009 года дистрибьюторы и производители были вынуждены пересматривать плановые показатели своей деятельности и направлять усилия на удержание рыночных позиций. В условиях падения спроса на кофейную продукцию предприятия-производители осуществляли оптимизацию структуры расходов, в частности, ряд предприятий переносили или расширяли производство и расфасовку растворимого кофе и кофейных миксов в Украину, тем самым уменьшая количество импортозависимых составляющих, таких как сахар, упаковка и т.д. Такие меры позволяли оптимизировать логистические и складские затраты, связанные с транспортировкой сырья и упаковочных материалов. Что позволяло в ряде случаев достигать снижения себестоимости изготовляемой продукции до 15%.

Кроме того, основными тенденциями 2009 года на рынке были: влияние колебаний валютных курсов, рост цен на основное сырье, уход с рынка ряда небольших дистрибьюторских компаний, а также пересмотр портфелей брендов и условий работы с поставщиками. Особенностью отечественного рынка кофе является проблема качества самого продукта, так как значительная часть объемов продаж в Украине приходится на нелегально импортируемую продукцию.

Основными операторами рынка кофе в Украине остаются следующие компании:

- ООО «Nestle -Украина» (ТМ Nestle). Корпорация «Nestle» является одной из крупнейших в сфере производства продуктов питания и владеет более 500 фабриками и предприятиями в 86 странах. В Украине «Nestle» реализует продукцию под торговыми марками «Nescafe», «Nesquik», «Coffe-mate»;

- ЗАО «Крафт Фудз Украина» предприятие, входящее в группу компаний «Крафт Фудз Инк». Группа является одной из крупнейших в мире по изготовлению продуктов питания и напитков. На украинском рынке ЗАО «Крафт Фудз Украина» имеет 4 завода различных направлений, продукция компании представлена такими торговыми марками как «Jacobs», «Maxwell House», «Carte Noire»;

- СП «Галка»: британско-украинское совместное предприятие, на котором осуществляется полный цикл производства растворимого кофе;

- Tchibo GmbH: предприятие входит в состав Tchibo Holding AG и занимает пятое место среди крупнейших компаний - производителей кофе. С появлением Tchibo в кофейном бизнесе началось формирование сегмента дорогих сортов кофе. На украинском рынке компания Tchibo работает с 1996 года и представлена предприятием «Tchibo-Ukraine»;

Кроме того, жареный, зерновой и молотый кофе в Украине производят около 10 предприятий, такие как: «Панорама», ООО «Юникаф», СП «ООО «Виденська кава», ООО «Р.Э.Й.В.», «Краина кавы», «Roastmaster» и другие.

В 2010 году ожидается продолжение процесса перемещения спроса в сторону более дешевых сортов кофе, что вызвано сокращением реальных доходов населения Украины. Кроме того, возможен уход с рынка некоторых торговых марок, усиление позиций известных брендов. Возможные колебания валютных курсов могут привести к перебоям в поставках импортного кофе.

Также необходимо отметить, что, не смотря на имеющийся потенциал, украинский рынок кофе сильно зависит от мирового и в связи с этим все неблагоприятные факторы, характерные для мирового рынка, такие как сокращение объемов производства и рост цен на сырье, будут оказывать влияние и на украинский рынок.

Алексей Черноротов
Начальник отдела корпоративных рейтингов
источник: FOOD UA

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть