Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

26.03.2010

Обзор рынка коньяка за 2009 год

Украинские производители коньяка имеют многолетнюю историю развития. Качество украинских коньяков не раз подтверждалось зарубежными экспертами, что способствует развитию экспортных отношений с ближним и дальним зарубежьем. Основным импортером украинской продукции является Российская Федерация, Белоруссия. Меньшие объемы экспортных поставок осуществляются в Германию, Испанию. Необходимо отметить, что украинский рынок коньяка практически полностью представлен продукцией отечественных производителей. В структуре рынка удельный вес импортной продукции в 2008 году не превышал 5%, в 2009 году в Украину было импортировано всего 76 тыс. дал продукции (по сравнению с 2008 годом снижение составило около 80%). Основными импортерами коньячной продукции в Украине являются такие страны как: Франция (Hennessy, Martell, Courvoisier), Армения (Арарат), Молдавия (KVINT, Белый аист), причем импортная продукция в основном относится к высокому ценовому, а также премиальному сегментам рынка.

По данным Государственного комитета статистики Украины отечественными предприятиями по итогам 2009 года было произведено 3,04 млн. дал коньяка. Данный показатель продемонстрировал снижение на 20% по отношению к 2008 году. Основными предприятиями-производителями коньячной продукции в Украине являются:

  • Одесский коньячный завод, по итогам 2009 года на данном предприятии было произведено 612 тыс. дал продукции, доля на украинском рынке составляет около 20%;
  • Агропромышленное предприятие «Таврия», объемы производства компании в 2009 году составили 518 тыс. дал коньяка, доля рынка составляет 17%;
  • ПТК «Шабо» (г. Одесса), данное предприятие в 2008-2009 гг. значительно нарастило объемы производства. По итогам прошлого года объемы производства составили 356 тыс. дал, таким образом, доля компании на рынке увеличилась практически до 12%;
  • Завод марочных вин и коньяков «Коктебель», объемы производства в 2009 году составили 330 тыс. дал коньяка, доля рынка составляет 11%.

В целом украинский рынок коньячной продукции является достаточно концентрированным, так как на долю четырех крупнейших производителей коньяка приходится около 70% всей производимой в Украине продукции. В структуре продаж в прошлом году на коньяки выдержкой от 3 до 5 лет приходилось около 90% от общих объемов продаж. Основными каналами сбыта коньячной продукции в Украине остаются крупные торговые сети, сегмент HoReCa, а также розничные продажи. По итогам 2009 года потребление коньяка в Украине снизилось на 20% до уровня в 3 млн. дал (для сравнения, мировое потребление коньяка по итогам прошлого года снизилось на 12%). Одними из основных причин падения объемов потребления являются: рост цен на продукцию, снижение покупательской способности населения, частичное перемещение потребителей в сегмент водочной и пивной продукции.

Одной из основных проблем коньячной отрасли Украины является дефицит сырьевой базы (виноградники и т.д.). Украинские производители коньяка обеспечены отечественным сырьем только на 30%. Основными импортерами в Украину сырья для производства коньяка являются Франция, Армения, Молдова, Италия. Таким образом, при формировании себестоимости и отпускных цен продукции предприятия в большой степени подвержены валютным рискам.

Кроме того, значительное влияние на отрасль оказывает фискальное регулирование со стороны государства, а именно использование непрямых налогов (акцизный сбор). Президентом Украины был подписан Закон о внесении изменений в основной нормативный документ, регулирующий администрирование акцизного сбора в Украине. В частности, Законом предусматривается действие ставки акцизного сбора в размере 14 грн. до 31.12.2010 г., с 01.01.2011 г. ставка возрастет до 20 грн., с 01.01.2012 г. – до 27 грн. за 1 литр 100% спирта. Повышение ставок акцизного сбора напрямую повлечет за собой рост цен на готовую продукцию. При этом производители делают акцент на том, что для сохранения прежнего уровня рентабельности производства необходимо пропорционально увеличивать минимально допустимые отпускные цены на коньячную продукцию.

По мнению рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» в 2010 году в пятерке украинских лидеров-производителей коньяка существенных изменений не произойдет, кроме того, доля в структуре реализации продукции основных каналов сбыта также значительно не изменится. Основные изменения могут произойти в структуре потребления коньяка, а именно, перемещение спроса в сторону более низкого ценового сегмента, переход части потребителей на другую ликеро-водочную продукцию.

Возможна активизация сделок по купле/продаже предприятий отрасли, так как зарубежные инвесторы, а также операторы отрасли ликеро-водочных изделий сохраняют значительный интерес к украинским предприятиям-производителям коньячной продукции. Кроме того в условиях сложной ситуации на финансовом рынке, компании, имеющие значительные кредитные портфели, могут испытывать сложности с обслуживанием имеющихся обязательств.

Алексей Черноротов
Начальник отдела корпоративных рейтингов

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть